В Москве проходят гастроли петербургского Малого драматического театра. С невероятным триумфом, который для этого коллектива стал уже явлением совершенно закономерным, если не сказать обыденным.
Уже сыграны "Варшавская мелодия" и "Бесплодные усилия любви", Москву покинули "Бесы", "Братья и сестры" и "Дядя Ваня". Впереди - эпохальная "Жизнь и судьба", эстетически совершенная и психологически изысканная "Молли Суини", а под занавес гастролей - совсем новый спектакль Додина "Долгое путешествие в ночь". Вчера гостями "Российской газеты" стали актеры петербургского Малого драматического театра и его художественный руководитель Лев Додин. Надо ли говорить, какой аншлаг на "Деловом завтраке" был в редакции...
Российская газета: Лев Абрамович, как сегодня, когда прекращается спонсорский дождь и начинаются серьезные экономические проблемы у целого ряда творческих коллективов, живет театр Додина? Насколько вы зависимы от погоды на дворе в финансах? Насколько для вас мучительна экономическая проблема постановки спектакля?
Лев Додин: Я думаю, сегодня никто не знает вообще, что нас ждет. Тем более что у нас не употребляется слово "кризис", а судят просто по последствиям кризиса, который происходит где-то... Мы мало говорим про экономические проблемы с артистами, мне кажется, может быть, даже зря - иногда надо понимать, как трудно дается все то, что делается. Вообще это проблема, конечно, довольно мучительная. И очень обидно слышать, что к числу приоритетных областей, которым сейчас помогают во время кризиса или пытаются помочь во время того, что называется кризисом, ни разу не упоминалось слово "культура". В этом смысле мы вполне на уровне Европы, к сожалению. Потому что сегодня, скажем, во Франции, где поддерживалась культура всегда, во время последних выборов президента и во время последних парламентских и муниципальных выборов слово "культура" не упоминалось ни в одной программе ни одного президента и ни одной партии. Это случилось впервые, и театры, в частности, были просто потрясены. Такое ощущение, что как только кончилась война идеологий и как бы отпала необходимость доказывать другой стороне, что наша культура впереди планеты всей, - как нам, так и им, так сразу культура перестала быть нужной. Это общемировой процесс. Мне кажется, тот кризис, который сегодня случается в мире, является следствием не только всяких экономических игр, но и производной прежде всего от потери и эстетических, и этических норм. Потому что это все связано. И мы сейчас наблюдаем не только финансовый кризис, но и мировой кризис этики. Мне кажется, об этом сегодня надо говорить.
Полностью беседу со Львом Додиным и актерами Малого драматического театра читайте в ближайших номерах "РГ"