14.11.2008 03:00
    Поделиться

    Депутаты Госдумы вооружат борцов с рейдерством новыми законами

    Депутаты обсуждают альтернативные меры наказания

    Депутаты Госдумы считают коррупцию одним из главных инструментов рейдерского захвата собственности, который в последнее время приобрел в России большой размах.

    В стране ежегодно совершается 60-70 тысяч рейдерских атак. Только в Москве, где, как заявил вчера председатель Комиссии ГД по законодательному обеспечению противодействия коррупции Алексей Волков, ссылаясь на данные Счетной палаты, менее чем за пять лет свыше 1200 предприятий подверглись этим атакам. А в перспективе такая опасность грозит еще четырем тысячам предприятий.

    Но реализовать рейдерские схемы, подготовленные высококлассными юристами, невозможно без коррупционных связей - без чиновника, который зарегистрирует поддельные документы, без судьи, который признает эти документы подлинными.

    Председатель думского Комитета по собственности Виктор Плескачевский, выступая вчера на "круглом столе" в нижней палате парламента, заметил, что в действующем законодательстве есть все, чтобы собственник мог защитить свою собственность, нужно только внимательно анализировать документы, контролировать все процедуры. Однако депутаты готовы вооружить борцов с рейдерством новыми законами. Как заявил Плескачевский, правительственный пакет антирейдерских законопроектов будет рассмотрен палатой в первом чтении в начале декабря и до конца нынешней сессии может быть принят и в окончательном третьем чтении. По словам главы комитета, новыми нормами вводится новое понятие реестра, позволяющее уточнить деятельность предприятия и в прошлом, восстановить историю, предполагается материальная ответственность нотариусов. Обсуждалось и предложение об ужесточении наказания за рейдерство - до 20 лет лишения свободы. Однако председатель думского Комитета по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин призвал участников "круглого стола" обратить внимание на другие санкции, которые могут быть более эффективными, когда речь идет об экономических преступлениях, например, штрафы, изъятие имущества, полученного в результате рейдерского захвата. А лишение свободы, по мнению Плигина, надо применять в том случае, когда рейдерство связано с физическим насилием.

    О более избирательном отношении к применению такой меры наказания, как лишение свободы, говорили участники и другого "круглого стола", проходившего вчера в Госдуме.

    Как заявил первый зампредседателя Комитета Госдумы по безопасности Михаил Гришанков, заключение под стражу должно применяться только в самых крайних случаях. Но "правоохранительная система игнорирует другие, предусмотренные законодательством меры пресечения в виде залога, поручительства, подписки о невыезде или домашнего ареста". Зачастую суды выносят решение о заключении подозреваемого под стражу, не оценивая, действительно ли он будет опасен для окружающих вне тюремных стен. Гришанков считает, что подозреваемые должны иметь право обжаловать отказ применения к ним альтернативных форм наказания. Он также высказался за расширение понятия залога, под который может быть выпущен на свободу подозреваемый до вынесения судебного решения. По его словам, это может быть как денежная сумма, так и имущество, ювелирные украшения, недвижимость.

    Глава Комитета Госдумы по безопасности Владимир Васильев уточнил, что в местах лишения свободы сейчас находится около 900 тысяч человек. Мало того, что эти люди приобретают тюремный опыт, который чреват рецидивами, но по возвращении из мест не столь отдаленных они сталкиваются с тяжелыми социальными проблемами - только каждый третий-пятый из них находит работу и жилье.

    Участники "круглого стола" не спорили о том, что нужно распространять такую меру пресечения, как домашний арест. Однако неясно, кто должен вести учет таких арестованных, контролировать их поведение, устанавливать в месте домашнего ареста комплекс индивидуального электронного наблюдения, "фиксировать на теле арестованного соответствующее оборудование индивидуального электронного наблюдения". У МВД, как утверждали представители ведомства, на это нет ни сил, ни средств. Минюст предлагает создать специальный орган, который всем этим будет заниматься. На реализацию закона, проект которого уже подготовлен, потребуется более 24 миллиардов рублей.

    Поделиться