Сегодня в Кишиневе проходит саммит СНГ. Но взоры лидеров Содружества направлены в Вашингтон: едва ли не все постсоветские государства попросили помощи у МВФ. Как развивается финансовый кризис у наших соседей?
В котлету по-киевски
На Украине финансовый кризис совпал с политическим, что мешает выработать единый план спасения: сколько партий, столько и планов.
Хуже всех пришлось горно-металлургической отрасли, которая просто "ушла на каникулы", оставив тысячи людей без средств к существованию. Доля отрасли в экономике - 27 процентов, она приносит половину валютных поступлений. "Металлургия на две трети работает на зарубежные рынки. Как сегодня смоделировать календарь обслуживания корпоративных обязательств, как держать счет текущих операций, когда рынок черных металлов закрылся почти на 50 процентов? Где должен брать валюту Национальный банк?" - сетует президент Виктор Ющенко. Страну ждет дефолт, если нам не поможет МВФ! - говорили в Киеве. И МВФ дал кредит в размере 16,43 миллиарда долларов, настояв, чтобы Рада приняла антикризисный план Ющенко. Теперь Рада бушует: МВФ обставил предоставление кредита серьезным секвестром социальных расходов. Дефицит бюджета достиг 4,3 миллиарда долларов. Пенсии уже собираются понижать (Пенсионный фонд тоже в дефиците).
А мораторий на выдачу срочных вкладов сроком на полгода наложили еще в октябре. К слову, по украинскому пути пошла и Молдова, хозяйка сегодняшнего саммита, - там уже запрещено досрочно снимать вклады.
Тем временем власти не договорятся, как кредит потратить. Ющенко вообще не хочет его пока расходовать, Тимошенко пообещала эти деньги металлургам. Она же пригрозила национализировать Проминвестбанк, если он не рассчитается с металлургами.
Тем временем "люди на улице" сбывают гривны, а Нацбанк запрещает продавать доллары дороже, чем официальный курс. В итоге наличного доллара в обменниках нет, зато они есть на черном рынке.
Сказано - нет кризиса!
"Я предупредил членов правительства, что в стране кризиса нет", - лапидарно заявил президент Белоруссии Александр Лукашенко. Но кредита попросил и у России, и у МВФ, по 2 миллиарда долларов. Оба адресанта думают, но Россия вроде пообещала дать миллиард уже в этом году.
Люди на улице кризиса не видят (хотя стали дороже кредиты и есть затруднения с наличным долларом). Работают и предприятия. Зато золотовалютные резервы Нацбанка сократились на 11 процентов - резервами Минск гасит убытки предприятий. Убытки же есть: упали цены на нефтепродукты и удобрения, а это были основные экспортные статьи страны. Зато Лукашенко принял декрет о полной гарантии банковских вкладов вне зависимости от размера.
Пузырь, который лопнул
Учитесь у Казахстана! - так модно было говорить в том числе в России до последних дней. Теперь эксперт Досым Сатпаев заявляет, что казахское "экономическое чудо "лопнуло вместе с финансовыми пузырями" и заставило правительство лихорадочно искать новые экономические модели развития страны, более приемлемые для периода затягивания поясов".
Стройки встали, рудники замораживаются, последняя надежда - на Фонд национального благосостояния, скроенный по норвежской модели. Но спасет ли он банковскую систему, которая оказалась откровенно слабой? Слабой настолько, что чиновники призывают народ вынимать деньги из банков и вкладывать их в недвижимость (чтобы хоть строителей спасти). Кредита МВФ страна не получит (и даже не просила), потому что долги не отдаст, но Астана собирается занять у России. Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings пересмотрело суверенный рейтинг Казахстана с "BBB" до "BBB-" с негативным прогнозом.
По сравнению с Казахстаном в остальной Средней Азии спокойней. Действуют превентивно: так, в Узбекистане власти решили поддержать банки госдотацией в размере 130 миллионов долларов. Экономика у этих стран закрытая, потому и кризиса не видно.
Армению спасают физлица
Грузия получила кредит МВФ. В Армении забастовки, в Азербайджане секвестр бюджета.
Лучше всех держится Баку. Две превентивные меры (снижение учетной ставки и запрет банкам занимать за рубежом) пошли во благо. Бюджет-2009 урезали, чтобы найти деньги на компенсацию нефтяникам упавших цен на нефть. Золотовалютные резервы (18 миллиардов долларов) пока не трогали. На всякий случай правительство отказалось страховать вклады с доходностью выше 18 процентов.
Сегодняшняя проблема Армении - Агаракский медно-молибденовый комбинат: там после сокращений идет забастовка. Правительство разработало три варианта действий. Забавно, но главной завтрашней проблемой власти называют сокращение переводов частных лиц своим родственникам из-за рубежа. Власти придумали занятный ход, послав сигнал соотечественникам: ребята, если ваши сбережения будут таять в США или где-то еще, переводите их в Армению, сохраним.
Горим, как шведы
Страны Прибалтики - члены ЕС, и лихорадит их точно так же, как всю остальную Европу, несмотря на "особый статус". Только несколько примеров. В Латвии государство купило за 2 лата (100 рублей) 51 процент Parex banka, этого "монстра", в системе которого работает 2600 человек, а представительства открыты в 14 странах. Поскольку 34 процента акций еще до того заложены государству, банк по сути национализирован. Но насколько "богато" само государство? Не настолько, чтобы не ждать помощи от Европейского инвестиционного банка в размере полумиллиарда евро.
Что же до Литвы и Эстонии, там во главе угла резкое падение транзита. Банк Литвы обнародовал прогноз на 2009 год: рост безработицы и инфляции, снижение зарплат и темпов роста ВВП. Чтобы удержать хотя бы рынок недвижимости, некоторые банки Литвы начали выдавать суперльготные кредиты на покупку элитного жилья. Банки рискуют, но строителей спасать надо - спад цены на жилье достиг 10 процентов, и в будущем году недвижимость подешевеет еще на 20 процентов.
А в целом вряд ли найдется в Прибалтике молодой человек, который не мечтал бы переехать в Финляндию или в Чехию. Но это не прямое следствие кризиса: переориентация транзита, предпринятая Россией несколько лет назад, уже в прошлом году привела к массовой безработице и высокой инфляции в этих государствах. Кризис просто добавил красок.
Впрочем, то же самое можно сказать про все постсоветские страны: кризис обнажил проблемы, которые копились годами, и внезапно заставил заплатить за принятые прежде неэффективные решения. Но кто сказал, что не будь кризиса, за них бы не пришлось платить вовсе? И кто сказал, что щедроты МВФ не обернутся новой кабалой?