14.11.2008 03:00
    Поделиться

    Кому и почем плачут в жилетку российские миллионеры

    Вот последний анекдот, который ходит среди высокопоставленных клиентов доктора психологических наук Марины Мелия: "Вопрос: "Как стать миллионером?" Ответ: "Надо быть миллиардером до кризиса". В кругу тех, кто придумывает такого рода остроты, руководители, владельцы и топ-менеджеры крупных российских компаний, элита политики и бизнеса. 15 человек включены американским журналом "Форбс" в список богатейших людей планеты.

    Юмор у них, конечно, специфический, однако ясно, что потрясения в мировой экономике затронули душевный строй и олигархов. Какими фобиями страдают отечественные миллионеры? Мучаются ли угрызениями совести, когда увольняют сотрудников? Сколько платят личным психологам? Об этом мы разговариваем с известным коуч-консультантом, автором бестселлеров "Бизнес - это психология" и "Как усилить свою силу? Коучинг" Мариной Мелия.

    Российская газета : Есть ли кризис услуг у дорогих имиджмейкеров?

    Марина Мелия : Что-то меняется в нашей жизни - это факт. Я консультирую людей, которые работают в сфере реальной экономики, в сфере финансов. Там налицо объективные показатели кризиса. Это и сокращение персонала, и падение спроса на услуги. Буквально на днях разговаривала с одним очень известным ресторатором: говорит, в этом месяце посетителей на 30 процентов меньше, чем было в прошлом году, хотя планировалось увеличение их числа.

    Почувствовали перемены и мы. Я уже 20 лет в консультативном бизнесе. На заре перестройки создала первый в СССР психологический кооператив. И вот с тех пор консультирую первых лиц компаний, политиков. Со времени последнего кризиса 1998 года и до нынешнего сентября рос спрос на услуги по отбору кандидатов в компании. Они составляли около 80 процентов нашей работы. Что же сейчас? Основные запросы идут от крупных бизнесменов на индивидуальную работу. Вчера у меня на консультации был человек, который до кризиса был миллиардером, сейчас уже - миллионер. Как кризис отразился на нем? Дело не в количестве нулей его состояния, а в обретении им чувства реальности. В какой-то момент, после знакомств с сильными мира сего, заоблачных взлетов и успехов, у него стало возникать ощущение, что он небожитель. И вдруг - кризис и растерянность. А вчера, после двухчасового разговора, он сказал, что в какой-то степени даже благодарен этому кризису: опустился на землю, увидел тех людей, которые ему действительно преданы, а также тех, кто использовал его лишь в своих целях, увидел, что представляет собой его бизнес на самом деле.

    РГ : Чтобы золотой туман рассеялся, обязательно идти за советом к психологу? Вроде в отечественной культуре это не очень принято...

    Мелия : Вот пример. Владелица сети крупных магазинов придумала (с помощью консультантов) жуткий ребрендинг. Все сотрудники видят, что новые логотип и слоган так плохи, что это уже сказывается на продажах. Но никто не может ей этого сказать. А зачем? Рассуждают так: на мне лично это не сказывается, а если я скажу, то просто попаду в немилость. Точно также зависимы от богатого человека и его родственники, даже дети и родители, жена или муж. Единственный человек, который действительно может быть объективным, а не карманным зеркалом, может поддерживать диалог на равных, это консультант. Раньше говорили - по имиджу, а сейчас есть официальный термин "коуч-консультант".

    РГ : Чем не нравится слово имиджмейкер?

    Мелия : Понятие "имидж" у обычного человека больше связывается с внешним видом. Когда начинаешь спрашивать об "имидже делового человека", первая ассоциация у 50 процентов - галстук. Потом пиджак, прическа, походка, портфель, ручка. Но не внутреннее его состояние или поведение. К консультанту же обычно обращаются за более глубокими, сущностными вещами.

    РГ : Люди, с которыми вы работаете: сильные, устоявшиеся, волевые, иначе не достигли бы таких высот. Наверное, сложно им предложить что-либо поменять в своем поведении или манерах? С какими проблемами обращаются к вам именно сейчас?

    Мелия : Мои клиенты в основном люди от 35 до 40 с небольшим. И они сами хотят поменяться, иначе не пришли бы к коуч-консультанту.

    Дело в том, что в трудные времена кризиса руководитель просто обязан транслировать образ человека, понимающего ситуацию, знающего, что нужно сейчас делать, и уверенного, что все будет хорошо. Он не может быть тревожным и растерянным перед подчиненными, ситуация и так тревожная. Но ведь должен быть тот, с кем можно быть сомневающимся и не настолько уверенным. Ко мне клиенты приходят, чтобы проанализировать и проговорить сложившуюся ситуацию: то ли увольнять людей, а может быть, лишь урезать зарплату? Начинать ли новые проекты или подождать, от каких проектов отказаться... Человек, который принимает решение, должен отработать несколько альтернатив. С кем он может это сделать? Со своим окружением? Но его сомнения могут породить панику.

    РГ : А чем может помочь психолог, даже очень хороший, в вопросах бизнеса?

    Мелия : Например, помочь руководителю нащупать свою успешную стратегию. Ведь в жизни у всех был успех. Были и кризисные периоды, сложные моменты и в личной, и в профессиональной жизни. Нужно проанализировать, за счет чего удалось выйти, на что опирался в это время, какая стратегия поведения была? Проще говоря, выявить свою сильную сторону. Не пытаться бороться с недостатками.

    РГ : Не нужно конкретных цифр, но все же: кто себе может позволить хорошего консультанта? Средний класс может? Если принять, что он у нас есть?

    Мелия : Нет, средний класс не потянет. Услуги эти очень дорогие, профессионалов мало. Консультативная сессия с высококлассным коуч-консультантом - это практически средний месячный заработок некоторых офисных служащих.

    РГ : Вам уже приходилось консультировать, как "правильно" уволить?

    Мелия : Конечно. Ведь сейчас изменилась структура нашей работы. В частности, приходится много заниматься кадровой оптимизацией компаний наших клиентов. Ведь в некоторых подразделениях не стало прежнего объема работы - автокредитование, лизинг и др. Главное сейчас - внимательно присмотреться к людям и выявить тех, кто, несмотря на сокращение направления, все равно нужен компании. Потому что обладает высоким интеллектом, положительной энергетикой, корпоративным духом, готов какое-то время поработать на другом месте. Огульно всех секвестировать, исходя из объявленных цифр сокращений - 25 или 30 процентов - и логики "сначала выгнали тех, кто только что пришел, потом тех, кто не будет скандалить, третьих - тех, "с кем у меня конфликт", - вот самая большая ошибка. Время, потраченное на поиски "бриллиантов" среди тех, кто попадает под увольнение, окупится втройне.

    К сожалению, у нас нет традиции поиска работы для своих сотрудников, как это делается на Западе. Но я советую всем своим клиентам подумать и об этом. Это выгодно прежде всего им самим. Руководитель осознает, что делает свою работу достойно, чувствует себя спокойнее. С другой стороны, те, кто остался, тоже внимательно наблюдают, как обходятся с теми, кто вынужден был уйти из компании. Добавит ли им энтузиазма в работе, если они увидят, что от людей избавляются, как от мусора? Я всегда апеллирую не к каким-то высоким нравственным ценностям, хотя очень с большим пиететом к ним отношусь, а к абсолютной прагматике. Итак, если вы хотите, чтобы оставшиеся работали эффективно, они должны видеть, что к уволенным относятся по-человечески. Каким бы вы ни были бездушным человеком, наше подсознание собирает весь негатив, который на нас транслируется другими людьми. Американские физиологи и психофизиологи подтвердили этот факт научными исследованиями. Во всяком случае, психосоматические болезни часто имеют именно такую природу.

    РГ : Как вы относитесь к установке в некоторых компаниях держать только "молодых, позитивных и бодрых"?

    Мелия : Довольно странное впечатление производят коллективы, где собраны люди одного возраста: как табун молодых жеребцов. Это коллективы, где отсутствует очень важная составляющая часть реальной жизни. Особенно одновозрастной состав негативно сказывается на организациях, которые отражают и формируют общественное мнение. Ведь оно должно быть представлено совершенно разными взглядами. Хорошо, если в таких коллективах соседствуют разные национальности, разные вероисповедания, разные отношения к секс-меньшинствам, разная степень терпимости к явлениям общественной жизни. Ведь компания - это модель общества. И присутствие разных людей и взглядов позволяет ей быть живой. Одна возрастная страта эти возможности ограничивает: ведь эти люди воспитывались на одних и тех же нормах. Нет емкого, стереоскопичного видения мира. И это вовсе не морализаторство, а забота о качестве продукта. Жизненный опыт, знание традиций - все это бесценный багаж, без которого серьезной компании не выжить.

    РГ : То есть вы, как шут при короле, можете говорить высокому клиенту все, даже очень неприятное?

    Мелия : Существуют определенные правила негативной обратной связи. И если ты действительно хочешь человеку добра, если хочешь, чтобы у него был успех, и вы об этом с ним договорились заранее, заключили своеобразный психологический контракт, что будете вместе стремиться к успеху, то никакие резкости не нужны. Ведь в результате совместного анализа становится понятно, что вот эти действия помогают достижению этой цели, а вот эти мешают. Порой нужно только спросить клиента: "Зачем мешаешь самому себе?"

    Поделиться