На счету известных полярных исследователей, путешественников-экстремалов, отца и сына Дмитрия и Матвея Шпаро множество походов, открытий и рекордов.
Но сейчас их уже меньше интересуют расспросы и рассказы о собственных завоеваниях. Они с удовольствием передают свои опыт и знания детям, подросткам, молодежи. И гораздо охотнее делятся успехами своих учеников.
Вот и на нашу встречу с семьей полярников в "Новом Манеже", где как раз проходит выставка, посвященная двум уникальным арктическим экспедициям - профессиональной "Северный полюс. Второе открытие" и молодежной "Лыжня России - Северный полюс!", Матвей Шпаро опаздывал. Вылет самолета из Улан-Удэ задержали.
Как рассказал Дмитрий Игоревич, в Бурятии Матвей встречался с президентом республики, обсуждал возможность открытия на Байкале второго детского оздоровительного лагеря "Большое приключение". Первый еще в 2000 году появился в Карелии. За это время там побывало больше 10 тысяч детей, в том числе из коррекционных школ. А для них, по словам Дмитрия Шпаро, это двойная победа: "Никто не думает, что дети с нарушением слуха или церебральным параличом могут пойти в поход. А мы доказываем в первую очередь самим ребятам обратное. Они по-другому начинают относиться к себе".
В этот момент в зал вошел Матвей Шпаро с сумкой, обклеенной бирками авиакомпаний. Как ни странно, но для человека, привыкшего к экстремальным условиям, интервью чуть ли не у трапа самолета в новинку.
Российская газета: Матвей, Дмитрий Игоревич рассказал о вашей работе с подрастающим поколением. За детьми глаз да глаз нужен. Это же такая ответственность...
Матвей Шпаро: Но кто-то должен ее на себя брать. Иначе ребенка придется запереть дома. Но это ведь неправильно и несправедливо по отношению к нему. Мы просто делаем все, для того чтобы свести возможный риск к минимуму - квалифицированные инструкторы, хорошее снаряжение. В то же время путешествия - это способ вырастить человека, внедрить в него общечеловеческие ценности, раскрепостить его. Все испытано на себе. Моего отца считаю одним из лучших педагогов. Я начал путешествовать как дополнительный груз в его рюкзаке, а дошло до того, что вместе пересекли Берингов пролив.
РГ: А ваша семья - жена и две дочери - разделяет ваше увлечение?
Шпаро: Старшая дочь Вика, которой сейчас десять, уже на протяжении пяти лет ездит в наш лагерь в Карелию. Вообще она довольно часто бывает в каких-то экзотических местах - на Канарах, на Мальдивах. Но возвращаясь в свой класс, она перед всеми хвастается тем, что была именно в Карелии. Мало кому из ее сверстников удается побывать в диких нецивилизованных местах. Курорты все однотипные. У нас гораздо интереснее.
РГ: С походами понятно. А что заставляет 16-летних ребят и девчонок идти на Северный полюс? Вы сами почему придумываете все новые и новые экспедиции?
Шпаро: На этот вопрос нет однозначного ответа. Большинство хотят себя проверить. И для меня это одна из причин. Потом, не забывайте, мой отец был первым человеком, который дошел до Северного полюса. Для меня он был как Гагарин. Я гордился и горжусь им. И мне хотелось, чтобы мои дети также гордились моими достижениями. Еще одно желание - сделать жизнь более позитивной. Ведь в телевизионных передачах и в газетах 90 процентов негатива. А любое успешное путешествие - это стопроцентный позитив. И конечно же, хотелось сделать что-то полезное для страны. Как бы это пафосно ни звучало. Артур Чилингаров по-своему отметил присутствие России на Северном полюсе: опускался в "Мирах" на дно океана и поднял флаг там. Наше путешествие с Борисом Смолиным полярной ночью тоже имело большой международный резонанс. Только что получили сертификат лондонской Книги рекордов Гиннесса. А вот романтики, юношеского максимализма, боюсь, во мне не осталось. Я стал прагматиком. Книжки Жюль Верна и Джека Лондона, которые читал в детстве отец, помню. Но я также понимаю, что все путешествия крайне опасны. Я руководитель. На мне лежит ответственность за себя, за своих партнеров, за успех нашего общего дела.
РГ: Кстати о напарниках, с отцом еще поработаете вдвоем? Новый маршрут, новый рекорд в Книге Гиннесса?
Шпаро: Тут близится круглая дата - 30 лет первой в истории экспедиции на лыжах от земли к Северному полюсу. Думаю, надо обязательно организовать какое-нибудь путешествие, где Дмитрий Игоревич будет нашим старшим наставником.