На прошедшей в столице пресс-конференции "Антикоррупция - часть криминального бизнеса или реальная борьба?" председатель подкомиссии по проблемам противодействия коррупции в РФ Комиссии Общественной палаты РФ Андрей Пржездомский заявил о необходимости объединения "под флагом палаты" антикоррупционных общественных организаций и движений. Правозащитники сформируют Координационный совет, главной целью которого станет выявление организаций, преследующих коммерческие цели под видом борьбы с мздоимством.
Предложение Пржездомского поддержали все ее участники: заместитель председателя Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Виктор Илюхин, заместитель исполнительного секретаря Общественного движения "Против коррупции" Олег Вакуловский, председатель Национального антикоррупционного комитета (НАК) Кирилл Кабанов, журналист Первого канала, советник объединенной редакции МВД России Андрей Калитин.
По приведенным на пресс-конференции данным, еще два года назад в России действовало более 3,5 тыс. организаций, специализирующихся на борьбе с коррупцией. За это время их количество увеличилось в разы. По наблюдениям Андрея Пржездомского, "антикоррупционные дети лейтенанта Шмидта заполонили всю страну" и борьба с коррупцией и в общественной, и в государственной сфере "превратилась в прибыльный бизнес". Прозвучало также мнение о том, что в стране появилась мода на борьбу с коррупцией. Поэтому в регионах высокие чиновники всерьез обсуждают, "кого сдать сегодня, кого принести в жертву, дабы отчитаться перед федеральным центром, что мы ведем активную борьбу с коррупцией", не исключает Виктор Илюхин. Депутат сделал вывод: это может привести к тому, что "коррумпированная снизу доверху власть" сведет борьбу с коррупцией на нет или будет ее имитировать, и тогда "все наши усилия, усилия президента пойдут насмарку".
"В условиях большой коррумпированности в Российской Федерации может произойти то, что сами коррупционеры возглавят борьбу с коррупцией", - предвидел Илюхин еще до принятия законопроекта по борьбе с коррупцией. На встрече с журналистами депутат с сожалением констатировал, что "нехорошие прогнозы начинают сбываться" и в России уже действуют антикоррупционные организации, которые на самом деле состоят на службе у рейдеров и "сами выполняют рейдерские функции".
Олег Вакуловский подтвердил фактами и назвал ряд организаций, поведение которых уже вызвало негативный общественный резонанс. Одна из них - межрегио нальная общественная организация содействия защите гражданских прав "Справедливость". Помимо оказания юридических консультаций и иных услуг гражданам за определенные деньги эта организация, как поведал Вакуловский, "обслуживает те или иные стороны в очень крупных хозяйственных конфликтах, там, где есть большие деньги". По данным Виктора Илюхина, как пишут СМИ, в ряды этой правозащитной организации вступил "вице-президент "Сигмы" Дмитрий Барановский, имеющий самое непосредственное отношение к "рулежке" "РАТЕПом" и "Металлистом" (оборонные предприятия, подвергшиеся атаке рейдеров). В связи с этим депутат заявил, что обратился в правоохранительные органы с целью получения информации о противозаконных действиях компании на подмосковных предприятиях ВПК.
Все это не мешает "Справедливости" делать громкие заявления о своем вкладе в борьбу с коррупцией, о том, что она, по словам Вакуловского, проводит по поручению "начальника отдела аппарата Общественной палаты" общественные расследования, хотя, по данным члена Общественной палаты Андрея Пржездомского, такого задания эта организация не получала, т.к. такой формы не существует. Даже депутаты не всегда могут добиться соответствующих полномочий для проведения полноценных парламентских расследований, однако общественная организация "Справедливость", как показывает практика, очень даже может.
А недавно стало известно: эта организация выступила с законодательной инициативой в Совете Федерации. На парламентских слушаниях "О законодательном обеспечении реализации Национального плана противодействия коррупции", проводимых Комитетом СФ по обороне и безопасности, один из руководителей "Справедливости" предложил ввести в действующее законодательство нормы, которые позволили бы гражданским институтам, а также правоохранительным органам за проявленное рвение в антикоррупционной борьбе получать из федерального бюджета денежное вознаграждение в размере 10% выявленных ими сумм злоупотреблений. Здравый смысл, конечно же, восторжествовал, и эти предложения не были внесены в окончательный список рекомендаций законодательным органам, т.к., по мнению Вакуловского, из-за таких вот предложений "дискредитируется сама идея включения гражданских институтов в борьбу с коррупцией".
Много было сказано и об аферистах, которые пользуются фальшивыми документами, представляясь сотрудниками различных существующих и несуществующих антикоррупционных комитетов и организаций, ФСБ, других силовых ведомств. На их удочки попадаются и журналисты, и чиновники, и правоохранители, и бизнесмены. Кабанов рассказал об одном золотопромышленнике из Магадана: "Он три месяца искал в Москве правду. Бизнесмен побывал в целом ряде организаций, представители которых показывали корочки силовых ведомств, а на деле никого отношения к ним не имели, но тоже якобы боролись с коррупцией. При этом намекали предпринимателю, что они общественные структуры, живут за счет пожертвований, а значит, им нужно помочь. В общей сложности горняк пожертвовал на "благое дело" около 500 тыс. долларов"
Участники пресс-конференции пришли к выводу, что только сами зарекомендовавшие себя антикоррупционные организации, которые имеют определенный инструментарий и с которыми сотрудничают правоохранительные органы, способны выявлять мнимых борцов с коррупцией и пресекать их бурную деятельность. Потому логично их решение об объединении и создании Координационного совета общественных организаций при Общественной палате РФ, который будет отслеживать действия мошенников. При этом Андрей Пржездомский подчеркнул, что входящие в совет организации должны обладать безупречной репутацией в обществе, "иначе мы сами будем скомпрометированы". Себе в помощники правозащитники призвали журналистское сообщество и предложили публиковать списки лже-организаций, борющихся с коррупцией, а работу самого совета сделать максимально открытой для общества.