Каждый новый этап в жизни страны требует определенного осмысления и соответствующей корректировки. Важно, что в обсуждение конституционных инициатив президента заинтересованно включились все политические силы. Не менее важно, чтобы суть политических изменений была понятна всем гражданам и соответствовала их интересам.
Выступая с Посланием Федеральному Собранию, президент России Дмитрий Медведев предложил целый комплекс назревших мер, позволяющих повысить эффективность российской демократии, создающих дополнительные гарантии более последовательного, более плавного развития.
Именно в комплексе и нужно оценивать содержание президентских инициатив, включая предложения по увеличению конституционных сроков полномочий президента и Государственной Думы до шести и пяти лет соответственно и установлению обязательности ежегодных отчетов правительства перед парламентом.
Может возникнуть вопрос: если предложенные новые сроки будут, очевидно, эффективнее существующих сейчас, то почему эти меры нельзя было реализовать раньше? Потому, что стране необходимо было накопить собственный опыт демократического развития. Потому, что сегодня достигнута политическая и социальная стабильность. Потому, что серьезно удлинился горизонт планирования развития страны - это и начало реализации Стратегии-2020, и трехлетние бюджеты, и крупные инфраструктурные, социальные проекты. Без сомнения, увеличение сроков полномочий президента и Государственной Думы существенно повысит качество работы с такими среднесрочными и долгосрочными планами. Кроме того, будет лучше обеспечена реализация принципа - кто принимает решения, тот и берет на себя политическую ответственность за их результаты.
Подчеркну принципиально важный момент. Изменение сроков полномочий не будет распространяться ни на действующего президента, ни на нынешний состав Государственный Думы. Мы это делаем не для себя, а исходя из интересов граждан России. И лидер "Единой России" Владимир Путин не случайно заявил, что предложения президента, связанные с поправками в Конституцию Российской Федерации, "не имеют личного измерения".
"Единая Россия", уже второй созыв обладающая большинством в Государственной Думе, - это не оппозиционная партия, которая случайно вырвалась вперед на очередных выборах и спешит перекроить под себя Основной закон. У "Единой России" твердые позиции. Мы показываем неизменно высокие результаты на выборах всех уровней. Для нас главное - интересы страны и ее граждан, и в своих действиях и в своих решениях мы всегда исходим только из этих интересов.
Прохождение законопроектов по внесению изменений в Конституцию, безусловно, зависит в первую очередь от "Единой России". Нашу позицию четко сформулировал Владимир Путин - мы поддерживаем инициативы Дмитрия Медведева.
В России, как и во многих других странах, самим текстом Конституции предусмотрены возможность и четкий порядок принятия поправок. Этому посвящена глава 9 ("Конституционные поправки и пересмотр Конституции"), которая имеет особый статус - ее статьи можно изменить только принятием новой Конституции. Такой же статус имеют еще только первая и вторая главы ("Основы конституционного строя"; "Права и свободы человека и гражданина").
Все остальные статьи Конституции могут быть изменены Федеральным Собранием, и такие поправки вступают в силу после их одобрения законодательными собраниями не менее чем двух третей субъектов Федерации. То есть поправки можно принять только при их широком обсуждении.
Даже если не учитывать всю тысячелетнюю историю России, а посмотреть только на последние 15 лет, мы увидим, что у нас всегда огромную роль играл фактор сильной президентской власти. На всех ключевых этапах, в самые острые и тяжелые периоды Россия добивалась побед во многом благодаря личной воле главы государства. Увеличение срока работы президента - это мера, которая укрепляет этот институт, делает его более стабильным, а значит, будет благом для страны.
14 ноября внесенные президентом законопроекты прошли процедуру первого чтения в Государственной Думе. В ходе обсуждения в зале не раз звучал вопрос: почему предложены шесть и пять лет? Дело в том, что в этом случае парламентские и президентские избирательные кампании разводятся по времени. Если и парламент, и глава государства избираются практически одновременно, если их полномочия заканчиваются тоже практически одновременно, это не придает стране устойчивости, так как в этом случае появляется угроза разрыва между принятием и реализацией стратегических решений, то есть угроза потери преемственности.
Мы также считаем оправданным, чтобы срок полномочий президента был больше, чем у депутатов, поскольку Россия - это президентская республика. В тех странах, где, как и в России, наиболее силен институт президента, срок его полномочий больше, чем у парламента. Разница же в сроках полномочий и президента, и парламента обусловлена исключительно традициями каждой страны.
Если говорить о зарубежном опыте, то могу сказать, что Россия не является рекордсменом по изменениям в своем Основном законе. Наша действующая Конституция вообще существует без изменений дольше, чем любая из конституций советского периода. Примеров изменений конституционных положений, в том числе и по избирательной системе, у наших западных партнеров гораздо больше.
Сам факт увеличения срока полномочий Государственной Думы подтверждает вектор на дальнейшее укрепление и развитие парламентаризма. О необходимости этого мы говорили, когда в 2006 году отмечали столетие Государственной Думы в России.
Введение такого нового института, как ежегодный отчет правительства перед Государственной Думой, также является действием в этом направлении и позволяет повысить уровень ответственности для обеих ветвей власти.
Для депутатов Государственной Думы - это новые возможности контроля за исполнением принятых законов и конструктивного взаимодействия с правительством. Сама необходимость отчета правительства перед Государственной Думой должна дополнительно дисциплинировать работников исполнительной власти, работающих как одна команда под руководством председателя правительства.
Президентом были предложены и другие меры по развитию парламентаризма, усилению представительских начал. Среди них новые требования к кандидатам в члены Совета Федерации - они должны будут иметь опыт парламентской деятельности в своих регионах. Также это предоставление только партиям, которые победили на выборах, права предлагать кандидатуру на пост главы региона. Будут введены дополнительные полномочия контроля для представительных органов местного самоуправления в отношении глав муниципалитетов. Мы продумаем, как гарантированно закрепить законом предоставление одного или двух мандатов партиям, получившим от пяти до семи процентов голосов на федеральных парламентских выборах.
Таким образом, повторю, что инициативы первого Послания Федеральному Собранию президента России Дмитрия Медведева взаимосвязаны. И поправки к Конституции нужно оценивать в логике всех других предложений. Это единый комплекс мер по укреплению демократии, усилению государства, созданию дополнительных политических условий для долгосрочного стабильного развития России.