17.11.2008 00:40
    Поделиться

    Евгений Гонтмахер: Основные увольнения на предприятиях начнутся в 2009 году

    Основные увольнения на предприятиях, судя по всему, начнутся в начале следующего года. Люди уже начали получать уведомления о сокращении штатов или ликвидации производства. Коснется это уже не только банков, страховых, инвестиционных компаний, но и реального сектора экономики.

    Сейчас у нас официально зарегистрировано 1,2 миллиона безработных. Не исключаю, что их "семья" увеличится до 2,5-3 миллионов. Это не считая тех, кто будет самостоятельно искать работу. Готова ли к такому наплыву наша служба занятости? Причем надо не просто раздать всем нуждающимся повышенные пособия по безработице, но и развернуть этот поток людей туда, куда нужно нашей экономике. Сложная задача. И с каждым днем становится все очевиднее, что политику на рынке труда надо менять. Впрочем, это давно назревшие перемены, о необходимости которых нам жестко напомнил финансовый кризис.

    Кому сейчас будет труднее всего? Тем, кто трудится на единственном в городе большом предприятии. Жители Байкальска, где приостановлена работа целлюлозно-бумажного комбината, уже столкнулись с этой проблемой. Их, безусловно, надо поддержать. Как? Возможностей для быстрого маневра не так уж много. Но проблемы на комбинате возникли не вчера. Однако к ним местные власти не готовились, как не готовятся и в десятках других малых городах, которые живут за счет одного предприятия. Малый бизнес продолжает оставаться уделом выживания самих предпринимателей. А это решение вопроса самозанятости. И на федеральном уровне не думали о перераспределении рабочих кадров по стране на случай обострения ситуации. Почему бы, например, не предоставить работодателям преференции: взял человека с "биржи труда" - получи "скидку" налогооблагаемой базы по налогу на прибыль? Можно поручить центрам занятости заключать договора с риелторскими конторами, которые за счет государства подыскивали бы жилье для "рабочего переселенца". Еще вариант: дать человеку сертификат на определенную сумму, чтобы он, добавив к ней свои деньги, мог купить квартиру в том городе, где есть работа.

    У государства должен быть набор стандартных мер и на случай обострения ситуации, чтобы смягчить ее, и на перспективу, чтобы предусмотреть потребности экономики. И сейчас как раз подошло время заняться подготовкой обновленной концепции государственной политики на рынке труда. Мы пока получили только первый тревожный сигнал с рынка труда. Впереди их как минимум еще три.

    У нас есть сектора, в которых существует "избыток кадров". Прежде всего это так называемый вспомогательный персонал, те, кто сидит в офисах, в том числе и в сфере

    госуправления. В Послании президента оно было подвергнуто очень жесткой критике, что вполне обоснованно. Сегодня наконец-то пришло понимание, что государство должно быть компактным, но эффективным. И, кстати говоря, в регионах уже начинается сокращение управленческого государственного аппарата.

    Если мы возьмем нашу бюджетную сферу, то там над каждой школой, поликлиникой, больницей существует целая надстройка самых разных органов управления. В этих многочисленных учреждениях сидит масса людей, которые по сути являются посредниками между бюджетом и конкретным учреждением, обслуживающим людей. А качество услуг, предоставляемых населению, мало кого устраивает. Так нужна ли эта управленческая надстройка? Ответ очевиден. Наверное, наши бюджетные организации должны получить самостоятельность (например, стать автономными учреждениями), а контроль за ними следует передать обществу - наблюдательным, попечительским советам. И такие перемены неизбежны, если мы действительно хотим добиться решительных успехов в реформировании образования и здравоохранения. Значит, надо быть готовыми к сокращению госперсонала и в этом секторе.

    Перейдем к реальной экономике. При минимальной конкуренции для пущей важности и демонстрации своих масштабов компании вполне могли позволить себе иметь большой офисный персонал, который перебирает в день три бумажки и получает 1,5-2 тысячи долларов в месяц. Но если начинается настоящая конкуренция, то выиграть в ней можно только с эффективными кадрами, получающими достойную зарплату. А она обязательно начнется! Россия все глубже втягивается в мировую экономику, а там условия жесткие, рыночные. Там слабых бьют. Вот вам и третий "очаг увольнений".

    В то же время у нас есть сектора, где наблюдается дефицит квалифицированной рабочей силы, например, в сельском хозяйстве, в машиностроении, в сфере обслуживания.

    Нам надо понять масштаб проблемы, который стоит перед российским рынком труда. И разработать программу перераспределения людей по экономике, по регионам. Конечно, это длительный процесс, но пора уже начинать закладывать для него экономические, образовательные, наконец, нравственные основы. И последнее условие названо мной не для красного словца.

    Как я уже сказал, сегодня в стране переизбыток "белых воротничков" - офисных работников, всевозможных менеджеров. Эта "профессия" считается престижной. Токарь, слесарь, доярка, сапожник, водитель автобуса, дворник - в иерархии ценностей обывателя котируются, на мой взгляд, незаслуженно низко. Именно эти настроения диктуют государству его миграционную политику. На 2009 год утверждена квота на трудовых мигрантов в количестве 4 миллиона человек. А на предприятиях идут сокращения. Нужно ли нам столько мигрантов? Увы, нужно. Потому что наши люди не хотят занимать рабочие места, которые считаются непрестижными и невыгодными.

    Помните, была такая расхожая фраза советских времен: "Будешь плохо учиться - пойдешь в ПТУ". По сути, ничего не изменилось. В большинстве своем родители мечтают видеть своего ребенка сидящим в офисе в белой рубашке и галстуке. Отсюда и стремление получить высшее образование любой ценой, за любые деньги, лишь бы "корочки" были. В итоге мы обесценили вузовские дипломы, которые не гарантируют высокого качества специалиста. Тогда как обладание высшим образованием должно быть выигрышем в большой конкурентной борьбе, а не легкой прогулкой или просто результатом хорошо проплаченной сделки. И уж тем более нельзя противопоставлять его профессиональному образованию, которое готовит рабочие кадры.

    Нам везде нужны профессиональные работники - от слесаря до топ-менеджера. Именно это качество - профессионализм - будет определять общественный статус любого работника. И надо помочь обществу сменить приоритеты, поверить, что любой труд полезен, ценен и уважаем, если ты - профессионал. Готовить этих профессионалов, обеспечивая их рабочими местами в приоритетном порядке. Без этого невозможно планировать развитие страны на долгосрочную перспективу.

    Если у нас не будет квалифицированных рабочих, умелых управленческих кадров, современной системы образования и, наконец, эффективного, компактного госаппарата, то все наши амбициозные планы - к 2020 году войти в пятерку мировых лидеров - обречены на неудачу. Успеха добьется та страна, которая быстрее других сможет перестроиться именно в вопросах, связанных с рынком труда. И для этого у нас есть все возможности.

     

    Поделиться