Трое сопредседателей новой партии "Правое дело" коротко сообщили "РГ", чем готовы заняться сразу же по окончании учредительного съезда.
Российская газета: Скажите, а вы уже определили, где ваше место в этой партии?
Георгий Бовт: У нас будет три сопредседателя, которые будут принимать решения консенсусом. Со временем сложится конфигурация, но пока я, честно говоря, не готов предсказать какая. Может быть, действительно будет один лидер или наоборот - четыре сопредседателя.
РГ: Ваша партия успеет принять участие в мартовских региональных выборах?
Бовт: Если мы успеем решить все организационные вопросы, прежде всего создание региональных организаций, налаживание их работы, то, конечно, мы хотели бы поучаствовать в мартовских выборах.
РГ: Члены оргкомитета ПД так старались добиться консенсуса, что ваша программа получилась очень общей, и ведь ее фактически не успели обсудить в регионах. Вас это не смущает?
Бовт: Разумеется, региональные организации ее будут обсуждать, но надо понимать, что авторы каждой программы находятся между двух огней. Можно впасть в детализацию, так, чтобы программа отвечала требованиям текущего политического момента, но тогда она устареет через два-четыре месяца, если не раньше. А можно провозглашать только такие общие цели и принципы и на их основе решать практические вопросы.
РГ: Уйдете из профессии?
Бовт: Пока не планирую, но в своих заметках не буду напрямую касаться деятельности партии и партийных тем, чтобы не возникало конфликта интересов.
РГ: Какие обязанности в новой партии вы могли бы взять на себя?
Леонид Гозман: Мы пока обязанности не распределили. Есть два варианта решения: распределить зоны ответственности, другой вариант - не распределять, а отвечать за конкретные проекты. В любом случае каждый председатель отвечает за все, и даже если нам сложно будет работать, зато это будет консолидированная позиция.
РГ: Рассматриваете ли движение СПС как партнера?
Гозман: Движение СПС будет существовать, и туда пойдут и те, кто присоединится к "Правому делу", и те, кто не войдет в новую партию. Двери, разумеется, открыты для всех. Возможно, что наиболее сильным оно будет в тех регионах, где ответственность за формирование новой партии возложена не на нас, а на наших партнеров. Я очень надеюсь, что движение станет партнером "Правого дела", потому что кадровое пересечение будет огромным.
РГ: Раз вы теперь присоединились к ПД, значит, вашей дружбе с клубами "Единой России" конец?
Борис Титов: Я на самом деле просил Юрия Шувалова, чтобы меня из ЦСКП и "4 ноября" (Центр социально-консервативной политики и либерально-консервативный клуб ЕР "4 ноября" курирует замсекретаря президиума генсовета ЕР Юрий Шувалов. - Прим. "РГ") не исключали. В любом случае обсуждать вопросы надо везде. Понимаете, "Единая Россия" как партия власти может говорить только тогда, когда решения уже приняты, а ведь процесс принятия решений у нас порой затягивается. А мы можем говорить и двигать это решение вперед, ориентируясь на общественное мнение в целом и на предпринимателей в частности.
РГ: Хотя у вас репутация высокопрофессионального лоббиста, уже сложилось мнение, что в ПД вы будете отвечать за деньги.
Титов: Мы еще ничего не распределяли. Хотя я считаю, что нам надо правильно построить финансовую работу в партии. Старые правые партии наполняли свой бюджет благодаря вливаниям крупных бизнесменов, а это приводило к зависимости всей организации от одного-двух человек. Так вот наша финансовая политика должна быть с ориентацией на средний и даже малый бизнес.