"Саммит по финансовым рынкам и мировой экономике" - именно такое название дали своей субботней встрече в Вашингтоне лидеры двадцати ведущих стран мира.
И хотя слово "кризис" в нем отсутствовало, сам факт проведения саммита, да и готовность подписать итоговую декларацию, которая задала общие установки странам с различными политическими режимами, а следовательно, и представлением, как должна функционировать экономика, говорил о том, что мировые лидеры встревожены до такой степени, что готовы идти на взаимные уступки.
Это был странный саммит. Все лидеры, стараясь не выходить за рамки отведенного им времени, выступали с короткой речью. Лишь иногда хозяин встречи, президент США Джордж Буш, которому отказался составить на саммите компанию его преемник Барак Обама, вставлял короткие реплики. Да и то когда тот или иной лидер явно не укладывался в регламент. Очередность выступавших была определена заранее. Сначала выступали президенты - по мере того, как долго каждый из них находится на этом посту. Потом слово предоставлялось премьер-министрам тех стран, где руководитель правительства является главой государства. Дискуссий между лидерами практически не было. Поговорить обо всем у них была возможность накануне за неформальным ужином. Да и ведь за время подготовки саммита они имели возможность ознакомиться с предложениями по борьбе с финансовым кризисом предполагаемых участников встречи.
Джордж Буш, например, накануне саммита пообещал, что "США покажут путь для возвращения к экономическому росту и процветанию", что "мир еще раз увидит стойкость Америки". "Я знаю, что кое-кто может поднять вопрос о том, будет ли лидерство Америки в глобальной экономике продолжаться, - сказал он. - Мир может быть уверен, что будет".
Премьер-министр Японии Асо помимо предложений по управлению рискованными долгами, госвложений в финансовые институты на основе ответственности за управление высказал готовность выделить 100 миллиардов долларов для укрепления МВФ, чтобы тот мог оказывать помощь, как он выразился, "новым развитым странам". Канцлер ФРГ Ангела Меркель предлагала создать международную карту рисков и регистра кредитов.
Российский президент Дмитрий Медведев также неоднократно говорил, как представляет себе Москва урегулирование мирового кризиса и его причины. "Это не великая депрессия 30-х, не кризис 70-80-х годов. Это глобальный кризис XXI века, - считает российский президент. - Он говорит об исчерпанности ряда принципов послевоенного экономического мироустройства". Медведев тут же обозначил и то, что необходимо менять.
По его мнению, надо перестраивать всю международную финансовую архитектуру, одновременно повышая роль существующих и создавая новые структуры глобальной координации и регулирования. Структуры эти должны основываться на равномерной ответственности за принятие решений и справедливого распределения рисков. Но при этом новые принципы регулирования не должны привести к избыточной зарегулированности, торможению экономического роста. Все это Медведев предложил сделать новой структуре - комиссии, состоящей, по его выражению, из финансовых гуру.
Особенно российский президент выделил четыре позиции из собственных предложений, направленных к саммиту. Во-первых, принципы реформирования институтов должны быть зафиксированы в формате международных соглашений, а большая двадцатка, которая должна собраться на следующий саммит не позднее 30 апреля следующего года, - стать основным координатором реформы. Во-вторых, надо создать компетентные институты по разрешению экономических споров. В-третьих, все страны-участницы должны придерживаться общих требований в сфере бюджетной и денежно-кредитной политики, особенно те, чьи валюты являются резервными. И, в-четвертых, изменить подходы к рейтинговым агентствам и офшорным зонам, в том числе с помощью гармонизации национальной отчетности.
Итоговый документ получился весьма объемный и четкий, содержащий план действий по реформе финансовых рынков и конкретные поручения министрам и экспертам. На причинах кризиса, в качестве основной из которых документ называет отсутствие надлежащего предварительного анализа рисков, а также недостаточную скоординированность макроэкономической политики, в декларации решили особо не останавливаться. Зато подробно прописали, что нужно делать, чтобы избежать рецессии. В декларации лидеры признали, что реформы окажутся успешными, только если они будут строиться на основах принципа свободы рынков. Поэтому нельзя допустить их чрезмерной зарегулированности.
Тем не менее пять принципов реформирования предполагают усиление как минимум контроля за происходящими процессами. Во-первых, повышение транспарентности и подотчетности - к компаниям будет предъявлено требование полного раскрытия их финансовых условий. Во-вторых, укрепление качественного регулирования. В том числе это касается и рейтинговых агентств. В-третьих, обеспечение согласованности финансовых рынков, в частности через обмен информацией. В-четвертых, укрепление международного сотрудничества. Регулирующие инстанции государств должны "общаться" между собой. В-пятых, реформирование международных финансовых организаций. И здесь лидеры помимо готовности продолжения реформирования бреттон-вудских организаций признали, что роль стран с развивающейся экономикой должны повысить свое представительство в этих организациях.
Почти все участники саммита, как только он закончился, признали его успешность. В том числе и МВФ, который хоть и был "назначен" лидером в преодолении кризиса, но подлежит серьезному реформированию. "Это путь к новому Бреттон-Вуд", - заявил премьер Великобритании Гордон Браун. Он особо отметил важность отказа лидеров стран от протекционистских мер в экономике. "Мы сделали важные шаги к глобальному экономическому порядку", - считает Ангела Меркель. Николя Саркози и вовсе назвал саммит историческим и рассказал, что лидерам стран - во многом благодаря единой позиции Европы - удалось добиться подвижек в вопросе регулирования финансовой сферы от президента США. В свою очередь Джордж Буш также остался доволен результатами саммита. И хотя осуществлять принятые на нем меры будет уже другой президент, он признал, что главным на встрече была договоренность "об установлении определенных принципов".
Российский президент также высказался по поводу того, что он думает об этой встрече: "Я не обещаю, что новый Бреттон-Вуд возник на саммите в Вашингтоне, но это первый шаг к формированию контуров новой системы".