17.11.2008 04:00
    Поделиться

    Георгий Бовт: Увольнениями приходится заниматься не только во время кризиса

    Легко ли увольнять сотрудников?

    против

    Юрий Поляков, писатель:

     

    - Никогда не увольнял сотрудника сразу: вспылил, затопал ногами, наорал и уволил. Сначала иронизирую над его оплошностями один на один. Потом - на планерке. Не понимает - распекаю. И только потом...

    Мы часто берем на работу по рекомендациям: смотрим - послужной список солидный. А потом выясняется, что человек неспособен выполнять те функции, которые на него возложены. И тогда приходится расставаться в самой жесткой форме.

    Некоторых увольняю потому, что их уровень притязаний не соответствует должности, которую они занимают. Приходит человек и говорит: "Я стою две тысячи долларов". - "А кто вам это сказал?" - "А я окончила курсы, такие и такие..." И приносит репортаж, где пять грамматических и восемь синтаксических ошибок, о стилистических я уж не говорю. И сколько это стоит? Взрослый человек внутренне должен понимать, на что он способен.

    Я вспоминаю, как пришел молодым корреспондентом в "Московский комсомолец" и увидел Александра Аронова, авторитетнейшего журналиста, просто небожителя. Я понимал, что так, как пишет он, я не смогу, наверное, никогда. Это чувство профессиональной иерархии существовало в каждой профессии. А сейчас его нет.

    Чисто революционная ситуация, когда недоучившиеся гимназисты погоняют профессоров и статских советников. И, к сожалению, она у нас закрепилась в обществе. Люди с мизерным потенциалом и амбициями выше крыши, поверьте мне, не кончают самоубийством, если их сокращают на работе. Вместо того чтобы учиться, они кочуют с места на место в расчете, что, пока их раскусят и найдут статью, за что уволить, пройдет много времени. Представьте, год жизни - за хорошие деньги. Почему бы и нет?

    К несчастью, появился и новый тип самонадеянного молодого руководителя. Он получил место иногда просто за то, что в казино оказался за одним столом с владельцем бизнеса и понравился ему. Встав во главе компании, он сразу же начинает ремонтировать свой кабинет, хотя предыдущий ремонт был полгода назад. И меняет "команду". Обратите внимание, какое глупое слово - пришло к нам с Запада, где обозначало совсем не то, что вкладывают в него здесь. Но ведь сотрудники не команда, а коллектив, который складывался десятилетиями. Его ценность как раз в том, что есть разные поколения, люди разных взглядов. А этот молодой и наглый, ничего еще не умеющий руководитель легко может довести до нервного заболевания и даже самоубийства, сказав человеку, который верой и правдой проработал в редакции 30 лет и считался "золотым пером": "Вы меня не устраиваете, потому что пишите немодно". К сожалению, сейчас "старомодным" часто считается хороший слог.

    Есть ли резоны в увольнении пенсионеров? У меня вполне определенная позиция: у нас все пенсионеры работают. Находим варианты, чтобы человек все равно оставался в редакции. Для камнедробильщика или боксера 55-60 лет критический возраст. А для труженика интеллектуальных сфер - это самый расцвет, когда появляется мудрость, когда можно передавать опыт. Это бред - увольнение по возрастному признаку. В серьезных, качественных изданиях такие люди - золотой фонд. У нас же в стране сейчас действительно есть какая-то тинейджеризация (от слова "тинейджер") общества, какая-то упертая убежденность, что, если у человека не прыгает давление, он обязательно талантлив и перспективен. Но ведь это еще не факт. Тот, у кого прыгает давление, к жизни относится серьезнее.

    за

    Георгий Бовт, политолог:

    - Вне зависимости от того, кризис на дворе или не кризис, увольнение любого сотрудника обычно предваряется ответом на вопрос: он ценный работник или нет? Сразу образуются две категории: одна - лодыри, бездельники, нечестные и нечистые на руку люди, другая - ценные сотрудники. Ясно, что в случае кризиса цепляться за ценного сотрудника надо до последнего. И следовать принципу "иерархии": начинать с самых плохих, постепенно поднимаясь наверх. Бывают, конечно, и какие-то абсолютно вынужденные решения, когда объявляется увольнение всем. Но это уже банкротство предприятия.

    Тяжело ли увольнять сотрудников? В отношении плохих сотрудников мне, честно говоря, никогда не было тяжело это делать. При всем том понимаешь, даже за плохим сотрудником есть какие-то личные обстоятельства. Но я всегда исхожу из того, что все - в руках человека и он сам должен нести отвественность за всех своих близких: семью, детей и т.п. А если не в состоянии ее нести, то все равно не должен перекладывать это на своего работодателя.

    Поэтому в кризисной ситуации, если коллектив разношерстный, есть работники и плохие, и хорошие, то от плохих просто избавляешься без всякой жалости начиная с самых плохих. Никакой жалости тут быть не может, потому что они сами себе своими руками уготовили эту участь.

    Однако бывают ситуации, когда компания представляет собой сплоченную команду, у каждого в ней своя роль, она может быть больше, меньше, но в целом они "играют", как футбольная команда. А в футбольной команде невозможно уволить из 11 человек 3 и оставить 8 играть на поле. Поэтому вы собираете свою команду и принимаете "командное решение": вот сейчас нам трудно, давайте подожмемся и сократим себе зарплаты.

    Ищется общее решение - сокращается рабочий день или зарплата всем. Только это должно происходить максимально транспарентно и максимально честно. В таком случае вы должны играть с открытыми картами. Я встречался с такой ситуацией в своей собственной практике, и мы поступали по "командному принципу". У нас был кризис в отношениях с собственником.

    Но вообще-то увольнениями приходится заниматься не только во время кризиса. Компания в принципе должна быть хорошо построена и всегда должна заниматься оптимизацией затрат и числености сотрудников. Когда же этим начинают заниматься во время кризиса, это не самый хороший знак. Получается, были у нас "тучные годы" и мы могли себе позволить чуть ли не половину бездельников. Но радикальное увольнение в период кризиса может в таком случае и не принести радикально положительного результата. При капитализме желательно все-таки иметь сотрудников, которые хоть на что-то годятся, и не держать лишних ртов. А уж когда жареный петух в одно место клюнул, поздно спохватываться при большом количестве бездельников.

    У нас в стране угроза безаработицы не работает в той степени, в какой она работает, скажем, в США. Там люди, как правило, трясутся за свои места. А у нас нет. Наоборот, работники часто считают, что они незаменимы. Или что легко найдут себе другую работу. Или вообще не будут работать, сев на шею кому-то из членов своей семьи. Безработица не считается у нас большой угрозой. А ведь в капиталистическом обществе она является хорошим регулятором эффективности рынка труда.

    Подготовили

    Елена Новоселова и Елена Яковлева

    Поделиться