Решению сложных проблем в зерновом хозяйстве страны было посвящено специальное совещание в Оренбурге, которое провел первый вице-премьер Виктор Зубков. "Надо за кредиты рассчитываться, а вы пшеницу не продаете", - обратился он к руководителям регионов Поволжья, Урала и Сибири, вместе с ними и ко всем российским растениеводам.
Нынешний урожай зерна оказался на 20 миллионов тонн больше, чем в прошлом, - 102 миллиона тонн в весе после доработки. А внутренний спрос растет медленно. В этом году, по оценкам экспертов, он едва ли превысит 75 миллионов тонн. Поэтому цены на пшеницу снизились по сравнению с прошлой зимой в 2,5 раза. И ее не торопятся продавать.
При этом пшеницы много и в мире, где она опять же дешевеет, что тоже не стимулирует активность зерновых хозяйств. Но здесь, судя по всему, власть готова пойти навстречу. Во всяком случае, на этой неделе Виктор Зубков намерен собрать специальное совещание, чтобы решить, как помочь экспортерам. "Мы бы не хотели терять зарубежные рынки, пояснил первый вице-премьер. - Потом придется годами на них возвращаться".
Тем временем 1 декабря наступает срок возврата хозяйствами краткосрочных кредитов, полученных на проведение сева. А денег, по уверению участников совещания, на счетах у них сейчас нет: цены низкие, продажи мизерные. Губернии считают, что неплохо было бы еще на тысячу рублей поднять цену на продовольственную пшеницу при закупках в государственный интервенционный фонд. По словам губернатора Оренбургской области Алексея Чернышева, 5500 рублей за тонну зерна третьего класса не устраивают крестьян. Заметим, что это уже новая цена, которая с ноября была поднята на 400 рублей. Однако, пояснил Чернышев, себестоимость этого вида зерна в Оренбуржье в среднем 3600 рублей на тонну, однако за счет предприятия еще нужно доставить зерно до определенного минсельхозом элеватора. И эта перевозка съедает практически всю прибыль. Поэтому государство должно платить по 6500 рублей за тонну пшеницы. "При такой цене наши кооперативы готовы выставлять продовольственное зерно на интервенционные торги", - заявил оренбургский губернатор. А раз цена ниже, то, по мнению Алексея Чернышева, кредиты необходимо "пролонгировать".
Виктор Зубков, услышав тезис о продлении кредитов, дипломатично сообщил собравшимся, что он требует обдумывания. И вновь призвал аграриев продавать пшеницу, чтобы воспользоваться ощутимым снижением цен на топливо и минеральные удобрения и сделать запасы на весну. Но аграрии, похоже, твердо решили дождаться повышения цен на продовольственную пшеницу. И готовы ради этого посидеть без денег, без запаса топлива и тем более без удобрений, на которые они и так тратятся не слишком охотно. На фоне нехватки ликвидности в банках, вызванной мировым финансовым кризисом, все это здорово смахивает на коллективную попытку шантажировать федеральную власть.
Тем временем дефицит финансов у аграриев усугубляется еще и тем, что торговые сети расплачиваются с ними все менее охотно. В Саратовской области, например, торговцы задолжали производителям продовольствия уже 500 миллиардов рублей. На совещании возникла дискуссия о том, получили 9 торговых сетей обещанную государственную помощь или нет. Одни участники настаивали на том, что деньги до торговцев не дошли. Другие рассказали, что сетевики воспользовались господдержкой не для того, чтобы пополнить оборотные средства, а спустили полученные деньги на уплату западных кредитов, которые брали на строительство новых магазинов. Как бы то ни было, но долги торговли пищевикам не уменьшаются по всей стране, а срок возврата денег увеличивается.
Эксперты, однако, осторожно предполагают, что если правительство попытается так или иначе убедить банки не требовать с сельскохозяйственных предприятий оплаты кредитов 1 декабря, то аграрии и дальше будут пытаться "выкрутить" из государства повышение интервенционной цены. Причем стоять на своем производители зерна будут до тех пор, пока либо зерно не начнет портиться, либо элеваторы не задушат их требованиями расплатиться за услуги по хранению товара.
Кстати
В Центральном федеральном округе миллионы тонн зерна хранятся сейчас в ненадлежащих условиях, а в Поволжье элеваторные мощности не загружены полностью. Виктор Зубков заявил, что в ближайшее время будет рассмотрен вопрос о переброске части зерна, чтобы оно не пропало. Однако энтузиазма участники совещания по этому поводу не высказали - никому не хочется нести дополнительные затраты на транспортировку. А надежда, что пшеница не пропадет и так, пока еще крепка.