Грядущее укрупнение банковского сектора будет проходить поэтапно и обещает стать в меру радикальным. Госдума решила повысить требования к минимальному капиталу банков одновременно с упрощением процедуры слияния. Первыми экзамен на выживание сдают региональные банки. Как ожидает генеральный директор АСВ Александр Турбанов, в этом и следующем году может быть санировано порядка 20-40 банков. Однако уже сейчас АСВ проводит оценку финансового состояния десяти банков, только два из которых находятся в Москве.
Тем временем профильный комитет Госдумы выносит на рассмотрение депутатов поправки в Закон "О банках и банковской деятельности", по которым кредитным организациям вменется в обязанность постепенно довести к 2012 году размер минимального капитала до 180 миллионов рублей. Помимо этого, проект велит банкам, ходатайствующим о получении генлицензии на проведение банковских операций, увеличить свой капитал до 900 миллионов рублей.
Эксперты подсчитали, что в этом случае своих лицензий могут лишиться как минимум 400 российских банков, в основном из регионов. "Фактически парламентарии своими руками уничтожают банковскую конкуренцию", - считает глава Ассоциации региональных банков Анатолий Аксаков. В ответ Центробанк заверяет, что "речь не идет об уходе с рынка сотен банков". Любой из действующих банков может нарастить капитал, если представляет интерес для инвестора.
Аксаков между тем привел данные, по которым как минимум в 10 регионах банков с размером капитала свыше 90 миллионов рублей просто не существует. Таким образом, нельзя убивать банки, их можно только санировать. Бурная дискуссия, развернувшаяся в комитете ГД, вынудила парламентариев принять совсем другое решение: поправки поступят на обсуждение Госдумы, но в пакете с другим проектом Владислава Резника, по которому упрощается процедура слияния и реорганизации банков. Представители Центробанка предложили еще один способ повысить капитализацию банков - упростить эмиссию их ценных бумаг.
Итак, скорее всего все наивные должники уже поняли, что банк становится официальным банкротом не в мгновение ока, а пройдя процедуру санации. Если санатор не справляется со своей задачей, то государство назначает администратора. В задачу последнего входит вывод финансового учреждения из состояния полного краха. В конце концов, если все предпринимаемые антикризисные меры оказались несостоятельными, банк начинают "банкротить". Именно до этого самого последнего момента ничего необычного в ежедневной размеренной работе финучреждения не наблюдается, а все кредитные условия обязаны соблюдаться заемщиками с той же тщательностью и скрупулезностью, что и в обычном режиме. Иначе, штрафных санкций не избежать!
Радостным для заемщика моментом может оказаться тот факт, что, начиная с первых дней после объявления процедуры банкротства, т.е. по принятии решения о ликвидации, все штрафные санкции за задержку в уплате долга отменяются. Так что теперь можно не торопиться отдавать долги. То есть отдать их, конечно, придется, но не обязательно в оговоренное в кредитном договоре время. Понятно, что в данном случае заемщик остается в выигрыше, поскольку с каждым днем в условиях кризиса дензнаки становятся все дешевле.
Если при объявлении вашего "родного" банка банкротом появляются лазейки, чтобы увильнуть от штрафов и пени, то проценты по кредиту, как ни крути, а отдавать придется! Ликвидаторы начислят их в любом случае, согласно тем ставкам, которые прописаны в кредитном договоре. К тому же чаще всего вряд ли вы познакомитесь с ликвидаторами лично. Нынче довольно широко распространена практика переуступки прав на кредит. Поэтому заемщику нет необходимости в узнавании накопительного ликвидационного счета, на который следует переводить ежемесячные кредитные суммы. Долг банка переходит к другой финансовой структуре, которая самолично информирует своего нового должника о всех необходимых реквизитах для кредитных выплат. Как только новый кредитор наводит мосты с заемщиком, почти сразу же вступают в силу пункты кредитного договора о процентах, штрафах и пенях.