Новости

18.11.2008 04:30
Рубрика: Власть

Политическая арифметика

Второе чтение поправок в российскую Конституцию и Федеральный конституционный закон "О правительстве РФ" предполагается в ближайшую среду, а третье - в пятницу, 21 ноября.

Такой график прохождения президентских законопроектов через Думу предложил вчера президиум фракции "Единая Россия". Но окончательное решение за Советом палаты, который сегодня будет формировать повестку пленарных заседаний этой недели.

Комитет ГД по конституционному законодательству и госстроительству, готовивший в понедельник документы ко второму чтению, уже выдал свои рекомендации, предложив принять законопроекты в первозданном виде - такими, какими их внес в Думу Дмитрий Медведев. Хотя поправки в текст у депутатов были. Виктор Илюхин (КПРФ) неожиданно согласился с увеличением срока полномочий главы государства до шести лет. На пленарном заседании в пятницу, как известно, коммунисты дружно выступили против этой идеи, пожертвовав даже собственным интересом - ведь, голосуя против президентской шестилетки, они тем самым проголосовали и против депутатской пятилетки, поскольку две эти инициативы были реализованы в одном законопроекте. А вчера Илюхин представил членам профильного комитета новую позицию фракции - пусть президенту продлят срок до шести лет, но с условием, что избираться он может только один раз. Аргументы были те же, что приводили коммунисты на пленарном заседании, - шести лет хватит, чтобы президент сумел выполнить задуманное, за это время два трехлетних бюджета принимается. А два раза по шесть - это уже двенадцать, большой риск получить авторитарный режим. Но у Сергея Иванова и Игоря Лебедева (ЛДПР) была своя политарифметика - они считали, что срок президентских полномочий нужно увеличить до семи лет. Во-первых, потому, что шесть - просто плохая цифра, "мы ее не любим". А семь - нормальная, более того, это магическое число со знаком плюс. А во-вторых, по мнению либерал-демократов, разведение парламентской и президентской кампаний в соотношении пять к шести "не дает политическим партиям нормально участвовать в выборах президента". Надо, чтобы разрыв между кампаниями был как минимум в полтора-два года. Тогда, как считают депутаты, после думских выборов у партии, которая намерена выдвигать своего кандидата в президенты, будет время для того, чтобы показать себя. "У избирателя, - заметил Сергей Иванов, отстаивая на заседании комитета такую корректировку президентского законопроекта, - должно сложиться мнение, стоит ли доверять этой партии и стоит ли поддерживать ее кандидата". Было и третье основание для семилетнего срока - "мы не такие богатые, чтобы каждые шесть лет тратиться на президентские выборы".

Обе поправки - и Илюхина, и Иванова - Лебедева - комитет внес в таблицу отклоненных. А потом стал думать, что делать с целым ворохом идей, внесенных вице-спикером от ЛДПР Владимиром Жириновским, которого не устраивала точечная правка Конституции. Жириновский решил менять ее кардинально, раз уж начало положено. Он предложил главу Российского государства именовать не президентом, а верховным правителем, сделать парламент однопалатным - только Государственная Дума, без Совета Федерации, сократить число депутатов Госдумы до 300 человек, установить, что Российская Федерация состоит только из краев. "Это же полное переустройство страны. Рассматривая эти поправки, мы грубо и резко выскакиваем из того режима, в котором принимали в первом чтении президентские законопроекты", - прокомментировал инициативы Жириновского первый зампред комитета Александр Москалец. Он заметил, что Жириновский предлагает концептуальную правку Конституции, покушаясь на неприкосновенные первую, вторую и девятую главы.

Комитет Жириновского не поддержал.

Власть Работа власти Госуправление Законодательная власть Госдума Бюджетное послание президента-2009