Новости

18.11.2008 02:00
Рубрика: Экономика

Путевка с прикрытием

Антимонопольщики вступились за интересы малого и среднего турбизнеса

Участники рынка туристических услуг просят депутатов отложить рассмотрение законопроектов о внесении изменений в статью 17.2 Закона "Об основах туристской деятельности в РФ". Об этом сообщил президент Российского союза туриндустрии, председатель комиссии РСПП по туризму, индустрии гостеприимства и отдыха Сергей Шпилько.

Инициативы предпринимателей поддерживает и Федеральная антимонопольная служба (ФАС), которая считает, что принятие одного из двух законопроектов будет иметь серьезные негативные последствия для рынка международного туризма в России.

Напомним, что сразу два законопроекта о внесении изменений в Закон "О основах туристской деятельности в РФ" были внесены в Госдуму. В обоих случаях инициаторами являются депутаты. Законопроекты практически одинаковы и направлены, по словам авторов, на повышение уровня финансового обеспечения и усиления защиты интересов потребителей туристических услуг. Разница между ними только в сумме этой ответственности. В первом случае авторы законопроекта предлагают увеличить финансовое обеспечение деятельности туроператоров до 100 миллионов рублей, а во втором случае до 150 миллионов рублей. В настоящее время финансовое обеспечение туроператоров в сфере международного туризма установлено в размере 10 миллионов рублей.

Рынок на инициативы депутатов отреагировал неоднозначно. Крупные туроператоры считают, что максимальная сумма 150 миллионов рублей, предложенная одним из законопроектов, не так уж и велика. В принципе ее можно сделать и больше, например 200-300 миллионов рублей. Мелкие туроператоры в свою очередь заявляют, что для них сумма и 100 миллионов рублей слишком высока.

РСПП поддержало вторых, заявив, что принятие одного из законов - это удар по малому бизнесу. Как сказал представитель РСПП Сергей Шпилько, законопроект, предлагающий увеличение финансовой ответственности туристических операторов по международному туризму, является попыткой административного передела рынка и лоббированием интересов страховых компаний крупных турфирм.

Для потребителей данные законодательные инициативы также являются палкой о двух концах. С одной стороны, чем выше финансовая ответственность компании, тем больше шансов получить в случае ее банкротства компенсацию. С другой стороны, предлагаемые изменения выгодны прежде всего крупным страховым компаниям и большим туроператорам. В случае принятия законопроекта в нынешнем виде рынок существенно сократится, а это, по мнению экспертов, может привести к повышению цен на путевки.

РСПП настаивает на пересмотре законопроекта и введении дифференцированного подхода к финансовой ответственности туроператоров. Размеры финансового обеспечения должны быть увязаны с объемами реальной ответственности туроператоров перед клиентами. Лучшим вариантом, по словам Шпилько, было бы страхование ответственности туроператоров по каждому отдельному договору на основании согласованных тарифов. Стоимость такого страхового договора должна составлять не более 1 процента от стоимости путевки.

Другим вариантом представитель РСПП предложил дифференциацию размера финансовых гарантий в зависимости от оборота компании. В частности, для средних компаний с годовым оборотом 100-500 миллионов рублей размер гарантии должен составлять 30 миллионов рублей. А для мелких с оборотом до 100 миллионов рублей необходимо сохранить нынешний размер гарантий в 10 миллионов рублей. Крупные компании с оборотом свыше 2 миллиардов рублей могут заплатить и предложенные 150 миллионов рублей.

Рассмотрев на своем совещании данные законопроекты, ФАС также дала на них отрицательное заключение. Как сообщает пресс-служба, ведомство считает, что увеличение финансового обеспечения деятельности туроператоров, носящее уравнительный характер для туроператоров с разным объемом реализуемых услуг, не способно обеспечить достижение социально значимых целей, заявленных в законопроектах. Установление финансового обеспечения в размере 100 или 150 миллионов рублей неадекватно для туроператоров с годовым оборотом до 50 миллионов рублей, которые составляют большинство всего рынка туристских услуг. Многократное увеличение размера финансового обеспечения ущемляет интересы малого и среднего туристского бизнеса, так как в результате может привести к ограничению конкуренции на данном рынке, его монополизации в регионах и, наконец, снижению ассортиментного ряда туристских услуг и увеличению их стоимости. В ведомстве полагают, что размер финансового обеспечения в сфере выездного туризма должен быть пропорционален реальному объему обязательств по заключенным с потребителями туристской услуги договорам, но не менее 10 миллионов рублей.

Экономика Туризм Власть Работа власти Госуправление Правительство ФАС