Часто они не знают, как заварить чай и откуда берутся чистые носки, не представляют, как погасить долги по ЖКХ или встать на учет в поликлинику. Нет, речь не о пещерных людях, а о "государевых" детях - выпускниках детских домов и интернатов.
О детских домах сегодня говорят очень много, туда приходят журналисты, политики, звезды. Хорошеньких малышей гладят по головке, задаривают игрушками, ищут для них мам. Но годы идут, и вот на месте вчерашних деток - совершеннолетние молодые люди, угловатые, диковатые, растерянные и неожиданно не нужные никому. То, как избежать превращения брошенных детей в брошенных взрослых, обсудили участники всероссийского семинара "Адаптация и социализация выпускников интернатных учреждений".
- В нашей стране ребенок-сирота считается проблемой, хотя так не должно быть, - говорит сотрудник Федерального агентства по делам молодежи Анна Антонова. - Когда-то родная мать уже решила, что он обуза, и если спустя годы молодой человек снова чувствует, что все только рады от него отвернуться, не стоит удивляться, что он обозлится на весь мир.
Тем не менее сиротство для государства - это неизбежная головная боль. Тем более что проблемы вчерашних детдомовцев не решаются материально.
- Мы, безусловно, должны следить за тем, чтобы соблюдались все права сирот, однако только квартира проблем не решает, - считает психолог, эксперт думского Комитета по вопросам семьи, женщин и детей Галина Семья. - В столице для выпускников детских домов, казалось бы, созданы все условия - первые шесть месяцев самостоятельной жизни они получают пособия почти по сорок тысяч в месяц. Вот только ребята о будущем не думают - каждый месяц покупают новые мобильники, телевизоры, самые дорогие лакомства. А через полгода их переводят на пособия по 800 рублей в месяц. Тут волей-неволей прислушаешься к новым "друзьям", которые расскажут, где добываются легкие деньги.
Воспитанникам детского дома нужно как можно раньше показать, что работа - это не странная причуда взрослых, считает Татьяна Шульга- психолог, эксперт Госдумы: "Всю жизнь эти дети получают карманные деньги, которые тратят на жвачки, сигареты и пиво. Пытаться объяснить такому человеку, как планировать бюджет и для чего нужно трудиться - все равно, что учить его ездить на велосипеде, показывая картинки".
Ситуация получается сложная. С одной стороны, детям нужно привыкать к жизни, нужно собственное жилье. С другой - вчерашние детдомовцы легко внушаемы, готовые все отдать за внимание, они часто ошибаются в новых друзьях. Бывает и хуже: так, в новой квартире выпускницы московского детского дома вдруг появилась лишенная родительских прав мать и выгнала дочь на улицу. Социальные службы и милиция несколько месяцев ищут девочку, в последний раз ее видели в компании наркоманов.
- Социальный работник не может дежурить возле подопечных днем и ночью, да и не должен, ребята сами должны понимать, куда обратиться в случае проблем, - уверена Наталья Комарова, заместитель руководителя московского Департамента социальной защиты населения. - С другой стороны, нам необходимо побороть синдром сироты - уверенность в том, что брошенный родителями ребенок до седых волос должен быть опекаем. Как и обычные люди, сироты должны понимать, что, помогая им сегодня, мы рассчитываем, что они станут работать и принесут пользу обществу.
Галина Семья также считает, что у государства и сирот должны складываться почти семейные отношения:"Главное отличие этих детей от остальных в том, что у них нет ощущения, что их поддерживают. Общество и не должно решать все проблемы сирот, наша задача - дать им почувствовать, что в борьбе с обстоятельствами они не одиноки".