ФАС готова оштрафовать крупнейшие нефтяные компании

"Российская газета" не раз писала: в антимонопольном ведомстве убеждены, что нефтяники установили монопольно высокие цены и создали на рынке дискриминационные условия с экономически и технологически необоснованными различиями в цене. Позиция ФАС звучит предельно жестко - нефтяные компании создают искусственный внутренний дефицит нефтепродуктов на рынке, вывозя основные объемы на экспорт. Отвечая ФАС, нефтяники, которым мы предоставляем сегодня слово, объясняют стабильно высокий уровень цен на горючее высокими пошлинами и растущими затратами на переработку нефти, но их, похоже, не слышат.

ФАС разбирается с ценами на бензин не первый месяц, но угроза штрафов нависла над нефтяниками, несмотря на то, что за все это время компании не только предоставляли все необходимые документы, но и не раз снижали цены на бензин, дизельное и авиационное топливо. Признаем, когда вокруг дорожает все и вся, на бензоколонках роста цен точно нет, хотя снижение отмечается не везде. ФАС считает снижения цен, проводимые крупнейшими нефтяными компаниями, явно недостаточными и рекомендовала нефтяникам привести цены на топливо к уровню прошлого года.

Метод, считают нефтяники, далеко не рыночный, и даст он только одно: обострение кризиса ликвидности из-за серьезных финансовых проблем сразу у нескольких ведущих компаний, которые поддерживают стабильный спрос и объемы работ для многочисленных партнеров и смежников. Требование ФАС привести цены на топливо к уровню прошлого года при цене нефти в пределах 70 долларов/баррель тоже не совсем рыночное. Да и кто сказал, что цены на бензоколонках год назад были намного ниже? И не случайно комитет по энергетической политике РСПП заявил на днях, что увязать снижение оптовых и розничных цен на топливо с общемировой тенденцией снижения цен не позволяет действующая в России практика взимания экспортной пошлины на нефть.

В связи с этим нефтяники уже заявили, что не признают обоснованность требований ФАС. Цены на нефтепродукты сегодня пока еще диктует рыночная ситуация, а не какое-либо ведомство, где вообще-то должны помнить печальный опыт карательных мер в 1990-е годы, которые привели лишь к дефициту бензина и километровым очередям на заправках.