Еще пару месяцев назад каждая вторая статья в "их" и нашей прессе предсказывала новую "холодную войну". Так и на самом деле могло показаться после кавказских событий и признания Россией Южной Осетии и Абхазии. В особенности если принимать всерьез кары, которыми, например, Вашингтон угрожал Москве.
Сейчас, пожалуй, кроме восточноевропейского пошиба "крутой" резолюции ПАСЕ о кавказском конфликте, от критического запала Запада мало что осталось. И не только потому, что серьезные люди там занялись мировым финансовым кризисом. Просто эти люди разобрались, кто был агрессором в августе этого года и что ждало абхазов и осетин, если бы за них не вступилась Россия. Надо сказать, что и сразу после событий голос Старой Европы не выделялся особой громкостью в критикующем нас хоре США и Восточной Европы. А длительный зарубежный визит президента Медведева в Европу и Америку прошел в такой теплой и заинтересованной обстановке, что о потеплении наших отношений с Западом можно говорить уверенно. И утверждать, что в этом потеплении равно заинтересованы и Запад, и Россия.
В самом деле. На саммите Евросоюз-Россия решено начать работу над новым соглашением о партнерстве и сотрудничестве. Это прорыв. И прежде всего внутри Евросоюза - Старая Европа уговорила Польшу не препятствовать переговорам. Диссидентом на этот раз стала Литва. Тем не менее на саммите решили - новому соглашению быть. Несмотря на обещание России ответить на американскую ПРО в Польше и Чехии ракетами в Калининградской области. Надо сказать, что европейцы к развертыванию этой ПРО относятся без особого тепла. Для них, как и для нас, лучший вариант - ни ПРО, ни "Искандеров" в анклаве между странами Евросоюза. Есть надежда, что и новая администрация США признает этот вариант наилучшим. К тому же надо ли американской казне при финансовом кризисе тратиться на сомнительный со всех точек зрения проект.
Тема эта наверняка станет в повестку дня уже первой встречи президентов России и США. И есть уверенность, что они договорятся и по этой, и по иным проблемам. Ведь это люди поколения, которому чужды комплексы "холодной войны". И если начало будет положено, российско-американские отношения могут существенно выйти за пределы того "выборочного сотрудничества", которым стороны довольствуются в последнее время. Помимо борьбы с терроризмом и распространением ядерного оружия в мире масса проблем, требующих совместных усилий прежде всего наших двух стран. Стоит лишь указать на застрявший энергетический диалог России и США. Или на сопутствующий кризису финансовому продовольственный кризис. Без участия США нельзя, очевидно, реализовать и инициативу России о построении института общеевропейской безопасности. А Россия считает, что все вопросы развертывания дополнительного оружия не должны решаться до тех пор, пока не будет организован этот институт. Мир хочет изменений, и это известно лидерам и России, и США.
Полагаю, нам предстоит большая работа в группе Совет Федерации России - сенат США. Самое время подать знаки американским коллегам, что Россия готова сотрудничать с США и не заинтересована в конфликтах. А знаки подавать проще через парламентскую дипломатию, потому что парламентские дипломаты с двух сторон не скованы строгими инструкциями и вмененными им переговорными позициями. А как знать, может быть, Обаме как раз и нужна дружеская рука России в его начинаниях. А начинания неизбежны, потому что и Америка, и мир в целом устали от республиканской администрации, от безудержного расширения зон влияния. Мир не может существовать нормально в обстановке чрезвычайного положения, порождаемого принципами реальной политики. Нам нужно донести до американцев смысл предложений о новой архитектуре безопасности, о демократических реформах, намеченных в Послании нашего президента, о развитии и модернизации России. Понятно, что стране, нацеленной на модернизацию, внешнеполитическая напряженность не нужна.
Москва последовательно отстаивает многосторонность в международных отношениях. Президент Медведев предложил создать форум, который объединял бы все страны Европы, международные организации и НАТО. Запад пока еще пережевывает наши предложения, но они уже находят понимание. Кстати, относительно возможностей вступления России в НАТО Медведев заметил: "Никогда не говори никогда".
О деталях переговоров с Евросоюзом по новому соглашению пока говорить трудно. В наших деловых отношениях есть ведь и "тонкости", например в области энергетики. Согласен с экспертами, которые считают, что мы должны обсуждать не только наши поставки энергоносителей в Евросоюз, но и участие в европейских программах энергосбережения. И любые другие способствующие модернизации проблемы. Есть противоречие и в подходах. Брюссель хочет дать некое техническое задание Москве, а Москва настаивает на более широких формулировках.
Понятно, что новое соглашение потребует усиления парламентской части сотрудничества с европейцами. Правы эксперты, которые предлагают специальный договор о сотрудничестве или взаимодействии Федерального Собрания России и Европарламента. Это внесло бы большую стройность в парламентское измерение наших отношений. Парламентарии Евросоюза и России могли создавать рабочие группы в других межпарламентских институтах, в том же Межпарламентском союзе. Целесообразно было бы проводить форумы парламентариев стран - членов Евросоюза и субъектов Российской Федерации и т. д. Думаю, в любом случае при составлении нового соглашения парламентский элемент сотрудничества не ускользнет от внимания составителей.
Рано судить, каким станет мир после нынешнего кризиса. Но саммит G 20 внушает оптимизм, веру в то, что важные глобальные проблемы не будут обсуждаться келейно. Как видно, вместе с кризисом пришло признание, что только "восьмерки" для решения этих проблем мало. И это хорошо, что у мирового сообщества, которое начало терять общие представления о добре и зле, появилась наконец объединяющая идея. Эта идея - разработка новых принципов функционирования мировой финансовой системы. А умерить национальный и государственный эгоизм есть ради чего - на дворе не только финансовый, но и продовольственный кризис.