19.11.2008 09:00
    Поделиться

    На борьбу с финкризисом правительство России выделит 5 триллионов рублей

    Финансовый кризис, породивший в мире новые экономические реалии, заставил руководство страны задуматься о том, как дальше воплощать в жизнь тезис о конкурентоспособности российских производителей. По этому поводу вчера Дмитрий Медведев даже провел заседание Госсовета.

    Конкурентоспособность уже несколько лет является одной из основ государственной политики России, заложенной еще Владимиром Путиным в бытность его президентом. Дмитрий Медведев продолжил эту политику, столкнувшись, правда, в конце этого года с серьезной проблемой - мировым финансовым кризисом. Возросшая степень интеграции России в мировую экономику давала нашей стране определенные преимущества, но в то же время отозвалась и проблемами. Но рабочая группа Госсовета пыталась вчера убедить главу государства, что выгод от кризиса больше, и ими надо только успеть воспользоваться. "Национальная конкурентоспособность была и остается нашей стратегической целью, - заявил Дмитрий Медведев, открывая заседание Госсовета. - Развитие страны по пути введения инновационных технологий никаких альтернатив не имеет". Вместе с тем теперь правительство вынуждено делать поправку на фактор финансового кризиса. Правительство, подчеркнул Медведев, уже приняло определенные меры для поддержки российской экономики. "Всего на стабилизационные мероприятия будет израсходовано около 5 триллионов рублей", - напомнил глава государства. Но тут же оговорился, что эта сумма, может быть, еще неокончательная - возможно, потребуется принятие дополнительных решений. "Ключевая задача - обеспечение реальным финансированием промышленности, сельского хозяйства, - указал президент. - То есть реального сектора экономики". А на правительстве и Центробанке лежат обязанности по контролю за целевым использованием этих средств.

    В новых экономических условиях государство не оставит в беде и регионы - тема наполнения бюджетов субъектов и муниципалитетов по-прежнему актуальна. "Мы сейчас прорабатываем вопрос об увеличении соответствующих денежных средств, которые будут направлены на поддержку субъектов, - сообщил губернаторам глава государства. - При этом мы не должны забывать и о совершенствовании межбюджетных отношений. Это дополнительный ресурс в реализации долгосрочных национальных приоритетов".

    Но, содействуя регионам, Дмитрий Медведев требует от них и отдачи. В частности, он считает, что местные администрации должны сконцентрироваться на двух вещах. Во-первых, каждый регион должен иметь собственный план действий в кризисе. А во-вторых, уделять особое внимание развитию малого и среднего бизнеса. "Программы поддержки малого и среднего бизнеса должны быть в самом лучшем смысле этого слова радикальными", - посоветовал Дмитрий Медведев.

    Не оставит государство без поддержки отечественные компании, ориентированные на экспорт. Ранее глава государства одобрил предоставление госгарантий на экспортные операции в машиностроении и попросил продумать страхование экспорта в сельском хозяйстве. "Сейчас очень важно сформировать условия для поддержки экспорта и на федеральном, и на региональном уровнях, стимулировать и освоение, и расширение новых рынков, - отметил Медведев, заметив, что это должна быть целая система продвижения отечественной продукции. - Особенно в условиях, когда государства, несмотря на всякого рода призывы, все равно будут предпринимать протекционистские меры".

    Естественно, президент вспомнил о прошедшем в Вашингтоне саммите "Группы 20", на котором обсуждались коллективные шаги и ответственность в преодолении финансового кризиса. Россия, по его словам, готова выполнять свои обязательства. Хотя при этом она намерена блокировать ошибочные решения, принимаемые в других странах. "В ряде случаев мы зависим от того, какие решения принимаются в других странах, особенно в крупных экономиках", - пояснил Медведев. Характеризуя текущий кризис, президент отмел всякие аналогии с финансовыми проблемами 60, 70 и 80-х годов. "Они не верны, потому что это первый международный кризис в эпоху глобальной экономики глобальной финансовой системы, - заявил глава государства. - Отсюда и проблемы, так как никто не знает закономерности этого кризиса, и имеются определенные надежды, потому что в условиях глобальной финансовой системы какие-то проблемы проще развязать". Именно поэтому, отметил он, Россия должна свои национальные интересы сочетать с имеющимися возможностями и преимуществами.

    В преимуществах президента, правительство и коллег убеждал губернатор Новосибирской области Виктор Толоконский. Кризис открывает и дополнительные возможности для развития инновационной инфраструктуры. И может исправить положение дел на рынке жилья, приведя цены к нормальному порядку. Правда, губернатор обеспокоился тем, что кризис может вызвать напряжение в обществе, а значит, правительству надо направить средства в социально значимые сектора. В том числе в жилищное строительство. Министр экономического развития Эльвира Набиуллина особой радости от этого не испытывала, но выдержала свое выступление в рабочем настрое. "Мировой финансовый кризис - это по сути тест на нашу конкурентоспособность", - подчеркнула она. В последние годы рост конкурентоспособности в России был на высоком уровне. Измерила она это ростом производительности труда, составлявшим 6-7 процентов в год. В то же время ей пришлось признать, что экономический рост в 2009-2010 годах, скорее всего, окажется ниже заложенного в среднесрочную программу развития страны прогноза. Но кризис не отменяет стоящих задач по развитию страны, где министр выделила несколько направлений: повышение качества человеческого капитала, технологическое обновление и диверсификация экономики и экспорта. "Мы не можем дальше зависеть от конкурентоспособности нескольких, прежде всего сырьевых и энергетических секторов", - заявила Набиуллина. Между тем, и это очевидный факт, ответом предприятий на кризис станет снижение издержек. И в первую очередь пострадают инвестиционные программы и научно-исследовательские разработки. Последние глава минэкономразвития призвала как-то поддержать на уровне. Одним из вариантов является содействие через институты развития, но Набиуллина как-то недвусмысленно намекнула, что не согласна с их дальнейшим наполнением капиталом, но если надо будет, то готова и сдаться. "Можно подумать об увеличении капитализации, но в текущем году на капитализацию институтов развития уже было потрачено 1,3 триллиона рублей", - подчеркнула она. И добавила, что это в два раза больше, чем в 2007 году.

    Но кризис кризисом, а в России, в ее политической сфере между тем происходят и другие события. Безусловным фаворитом политического рейтинга стали предложения Дмитрия Медведева, озвученные им в Послании Федеральному Собранию, об увеличении срока полномочий президента и Госдумы. И естественно, что в кулуарах Госсовета собравшиеся немало говорили и на эту тему: противников этой идеи не нашлось. "РГ" в свою очередь связалась с некоторыми главами городов и руководителями местных заксобраний и попросила их прокомментировать нововведения.

    комментарии

    Владимир Городецкий, мэр Новосибирска:

    - Я позитивно отношусь к инициативе увеличить срок полномочий президента с четырех до шести лет и депутатов с четырех до пяти лет.

    На личном опыте знаю, что четырехлетнего срока недостаточно для того, чтобы воплотить в жизнь долгосрочные проекты, с которыми идешь на выборы. Кроме того, часто политик, избранный на короткий период, рано начинает думать о следующих выборах: у него возникает соблазн подменить планомерную работу по реализации предвыборных обещаний популистской псевдоактивностью. Поэтому увеличение срока укрепит уверенность и президента, и депутатов в своем положении. А это будет способствовать повышению эффективности их работы.

    Также очевидно, что в настоящее время наша страна выходит на новый этап развития. У государства появились возможности реализовывать среднесрочные планы модернизации экономики и социума. Нужна напряженная и интенсивная работа по воплощению социально-экономических стратегий, которые недавно были разработаны правительством. Я думаю, что такая работа возможна только в условиях стабильной политической системы и увеличение сроков полномочий президента и депутатов Госдумы является важным фактором укрепления этой стабильности.

    Более длительный срок дает дополнительный политический ресурс органам центральной исполнительной и законодательной власти, но соответственно на них ложится и дополнительная ответственность. Я надеюсь, что этот дополнительный ресурс не будет растрачен зря, а будет конвертирован в конкретные дела, направленные на повышение благосостояния нашей страны.

    Кроме того, увеличение сроков полномочий главы государства и Госдумы стабилизирует электоральные процессы в нашей стране.

    Фарид Мухаметшин, председатель Государственного Совета Татарстана:

    - Давно обсуждаемое в обществе мнение о том, что надо бы развести по срокам выборы президента России и депутатов Госдумы, должно было каким-то образом разрешиться. Я думаю, что проводить одну за другой две такие большие политические кампании, неправильно. Это ослабляет власть и даже в какой-то степени тормозит развитие. Ведь борьба за президентское и депутатские кресла шла почти полгода, а, может, и чуть больше. Новый человек, который пришел к власти (а сменяемость на посту президента сейчас уже заложил Владимир Путин), некоторое время теряет на то, чтобы разобраться в ситуации, вникнуть в проблемы как внутри страны, так и за ее пределами. Теперь, когда сроки полномочий продлены, я думаю, власть станет эффективнее. На мой взгляд, увеличение сроков полномочий президента и депутатов Госдумы - решение правильное и говорит о стабильности.

    Михаил Юревич, глава Челябинска:

    - В мире осталось очень мало экономически развитых стран, где срок президентского руководства ограничивается четырьмя годами. В большинстве стран конституция предусматривает для главы государства срок пять-шесть лет. В такой большой стране, как Россия, пять лет для Госдумы и шесть лет для президента - это оптимальный вариант. Тем более что большинство губернаторов и депутатов региональных заксобраний сейчас тоже избираются на пять лет.

    На "пятилетку" переходят и муниципалитеты, в том числе Челябинск. В качестве примера могу сказать, что в Челябинске утверждена программа "Развития улично-дорожной сети", которая предусматривает ремонт и строительство новых дорог, возведение новых дорогостоящих объектов. Но за последние годы успели построить только один мост в центре города и многоуровневую развязку в Металлургическом районе. Строительство остальных объектов только началось. Я избирался на четыре года, и срок моих полномочий истекает в марте 2009 года. Для завершения строительства не хватает как раз одного года.

    То же самое - и в масштабах страны. За четыре года глава государства просто не успеет достичь всего, что наметил. Необходимость увеличения срока полномочий назрела уже давно, поскольку масштабные реформы в здравоохранении, социальной сфере и реальном секторе экономики надо проводить без оглядки на политическую конъюнктуру сегодняшнего дня.

    Дмитрий Кулагин, председатель Законодательного Собрания Оренбургской области:

    - Большинство депутатов Заксобрания склоняются к мнению, что действующий в настоящее время четырехлетний срок полномочий президента для такой страны, как Россия, неприемлем. Равняться в этом вопросе на "самые демократичные в мире" США нам не стоит - разная у нас судьба, разный менталитет. Четыре года для решения стратегических задач укрепления страны, из которых добрая часть времени уходит на "вхождение в тему" и столько же "на передачу полномочий", вряд ли послужат усилению президентского авторитета, а следовательно, и укреплению государственности и стабильности. Так было всегда - наша нация сплачивалась вокруг национального, духовного лидера - и вместе мы переживали испытания, шли вперед и побеждали. Мы все хотим стабильности, и в общественном мнении начинается она со стабильности власти вообще, и в особенности президентской.

     

     

    Поделиться