19.11.2008 04:39
    Поделиться

    Не появляясь на работе более полугода, орловский мэр продолжает руководить городом

    Минувший понедельник должен был стать первым после продолжительного отпуска рабочим днем для орловского мэра Александра Касьянова. Однако кабинет главы города по-прежнему пустует.

    Как пояснили в правовом управлении администрации Орла, глава города, находившийся в отпуске без содержания, собственным распоряжением продлил свой отпуск без сохранения содержания до 31 декабря.

    Приключения градоначальника

    В Орле создан прецедент, когда глава администрации областного центра находится под следствием, не появляется на работе более полугода, но продолжает руководить городом. Мэр Александр Касьянов, избранный всенародно в марте 2006 года, с июня этого года не появляется на работе.

    Неприятности начали преследовать его два года назад. Когда в Орле шла предвыборная кампания, в Чувашии в отношении его возбудили уголовное дело. Местная прокуратура заподозрила будущего мэра в сокрытии от налогов 136 миллионов рублей в то время, когда он управлял Новочебоксарским домостроительным комбинатом.

    В течение двух лет Александр Касьянов исправно ездил в Чувашию на беседы со следователями, а после и на судебные заседания. В мае он пропустил одно из них. Реакция последовала незамедлительно. Несмотря на то, что адвокаты Александра Касьянова представили суду больничный лист своего подзащитного, причину неявки признали неуважительной. В отношении мэра, находившегося под подпиской о невыезде, изменили меру пресечения. Суд согласился с ходатайством прокуратуры и вынес постановление о его аресте.

    Найти чиновника правоохранительные органы не могут до сих пор. В июне Александра Касьянова объявили в федеральный розыск. С тех пор он не появляется на рабочем месте. По словам адвоката мэра Милены Мирошниченко, в то время Александр Касьянов находился на больничном и не скрывался от следствия. В сентябре, когда мэра ждали на работе, он заочно взял отпуск без содержания до 14 ноября. Как пояснили в пресс-службе мэрии, сделал он это, чтобы подготовиться к судебному процессу. Однако и 14 ноября мэр на работе не появился. Он продлил отпуск без содержания до конца года с той же формулировкой: "для подготовки к судебному процессу".

    Депутатский надзор

    Решение о продлении отпуска мэру в горсовете приняли спокойно. Этого ждали и готовились к такому развитию событий. Два месяца назад депутаты создали комиссию по расследованию обстоятельств отсутствия мэра на рабочем месте. Они сделали запрос в чувашский суд. Им ответили: дело приостановлено в связи с отсутствием Александра Касьянова и объявлением его в федеральный розыск. По мнению депутатов, мэр не имел права брать отпуск без содержания, так как это не предусмотрено Уставом города. Прокуратура решила, что такое право мэру дает Трудовой кодекс. Юридически ситуация запутывается все больше.

    Несмотря на фактическое отсутствие, глава города регулярно подписывает важные документы

    - Депутатская комиссия отметила, что отсутствие мэра отрицательно сказывается на жизни города, - рассказал заместитель председателя горсовета Михаил Вдовин. - Существуют четыре функции, присущие только ему. Они не могут быть переданы даже его первому заместителю. Это - представление муниципального образования в отношениях с органами местного самоуправления и государственной власти, внесение нормативных правовых актов в горсовет, требование созыва внеочередной сессии и подписание нормативных правовых актов. Сейчас эти функции не исполняются.

    Призвать к ответу

    Депутаты обсуждали и возможность отстранения "пропавшего" мэра от должности. Выяснилось, что механизм отзыва главы города слишком сложен, а процедура импичмента практически неосуществима.

    - Сейчас нет механизма реального воздействия на главу органа исполнительной власти, - считает Михаил Вдовин.- Что делать, если всенародно избранный глава города полгода не ходит на работу? Надеемся, что после послания президента в 131-й закон будут внесены изменения, которые позволят реально при объективной оценке сложившейся ситуации спрашивать с главы администрации. За несколько дней до президентского послания депутаты горсовета рассмотрели предложение о разработке механизма персональной ответственности должностных лиц администрации города за порученные им направления работы. Уже даны указания переработать Устав города в рамках перераспределения части полномочий в сторону горсовета. Вместе с тем мы понимаем, что нельзя перетягивать канат на свою сторону и связывать руки исполнительной власти.

    Впрочем, свою главную задачу в сложившейся ситуации депутаты видят не в создании карательного механизма ответственности, а в том, чтобы население города не заметило отсутствия мэра. Они уверяют, что часть его функций взяли на себя. Удивляет депутатов другое. Некоторые документы вступают в законную силу только после подписания их мэром. Несмотря на отсутствие, мэр, которого давно никто не видел, регулярно подписывает важные документы. -

    Последние нормативные акты, принятые на горсовете, пришли к нам на прошлой неделе, - рассказывает Михаил Вдовин. - Мы не проводили экспертизу стоящих под ними подписей. Однако простой внешний осмотр говорит о том, что документы подписал Александр Касьянов. Их мы официально получили от администрации города. Думаю, она должна объяснить, каким образом получает эти документы. Отсюда возникает вопрос к правоохранительным органам: каким образом осуществляется поиск должностного лица, находящегося в федеральном розыске? Считаю, что судьба мэра должна решаться в суде, а за благополучие населения города должны отвечать все, кто находится во власти.

    Отряд не заметил

    В мэрии ситуацию с отсутствием Александра Касьянова комментировать отказываются. Уж очень тема щепетильная и болезненная. "На глазок" не определишь, стал ли город в отсутствии мэра жить лучше или нет. Напротив, бытует мнение, что сложность и неординарность ситуации подстегивают муниципальных служащих, которым приходится работать "за себя и за того парня". Данные статистики говорят сами за себя. Практически ни по одному финансово-экономическому показателю нет "минусов", сплошные "плюсы".

    Неофициальная позиция такова - город живет, серьезных аварий и сбоев системы жизнеобеспечения пока не было. Так сложилось, что мэра сейчас нет. Однако "команда", которую подбирал именно он, продолжает работать. В мэрии не отрицают, что недостатки в работе есть, но тут же отмечают - как же без них?

    Молчание чиновников объяснимо не только с этической стороны. Критиковать депутатов муниципальным служащим запрещает закон. Однако мысль о том, что те не всегда вникают в суть вопросов и стремятся преподнести ситуацию в выгодном для себя свете, мелькает в кулуарных разговорах. Поэтому можно предположить, что мэрия не поддержит предложение о внесении изменений в Устав города. Контроля над ними и так хоть отбавляй. Например, год назад в Орле разработали шкалу оценки эффективности деятельности муниципальных служащих. А затем о ней заговорили на федеральном уровне. Не обижены чиновники вниманием и со стороны надзорных ведомств. Так, случись что, и с прокуратурой придется объясняться им, а не депутатам. Первых это пугает, вторых - расковывает. Вот и возникают разногласия. Бывает, дело доходит до суда. Впрочем, конструкция власти устроена так, чтобы "головы" смотрели глаза в глаза, а не в одну сторону и могли поправлять и контролировать друг друга.

    Мнение

    Александр Соколов, председатель правового комитета молодежного парламента города Орла:

    - Жители города практически не замечают отсутствия мэра. В то же время просачивающаяся в прессу информация о нем удивляет и настораживает. Думаю, что гласность в работе муниципальных служащих может обеспечить общественный контроль. Он должен помочь сформировать у чиновников чувство ответственности перед обществом. Оценку действий или бездействий должностных лиц необходимо производить с позиции разных групп, представленных общественными объединениями. Пассивность общества порождает пустоту в системе ценностей муниципального служащего, который начинает ориентироваться на собственные интересы, волю начальства или отдельных заинтересованных групп.

    Кстати

    Мэр Александр Касьянов ввел практику публичных отчетов перед населением о проделанной исполнительной властью за год работе. В текущем году впервые в истории города основные тезисы из отчета были оформлены в красочной брошюре и изданы многотысячным тиражом. Ознакомиться с ними может любой желающий. В брошюре даны координаты, по которым можно высказать свои пожелания и предложения градоначальнику.

    Поделиться