19.11.2008 04:19
    Поделиться

    Тюменские законодатели ставят барьер рекламе пива и табака

    Речь идет о пропаганде алкоголя, пива, табака и иных товаров, нежелательных для детей. Реклама этих продуктов стала поводом для защиты нравственности властями.

    На ноябрьском заседании областного парламента пройдет первое чтение поправок в закон "О дополнительных мерах по защите нравственности и здоровья детей в Тюменской области". Как выяснилось на заседании комитета по социальной политике, речь идет о третьей статье этого закона.

    Напомним, она запрещает распространять в городах и иных поселениях рекламу товаров, нежелательных для детей младше 16 лет. Однако в действующем сейчас тексте закона предусмотрено немаловажное исключение из общего правила. Там говорится, что такая реклама разрешается в специализированных периодических печатных изданиях и в организациях, осуществляющих деятельность по производству и обороту данной продукции. Если с прессой особых проблем не возникло, то хозяева магазинов, торгующих водкой, пивом и сигаретами, стали весьма вольно трактовать эту норму закона.

    - Слово "организация" предполагает не только некое помещение, но и территорию вокруг него, - объясняет начальник управления по товарному рынку и услугам администрации Тюмени Анатолий Канов. - Поэтому получается, что магазины могут на прилегающей к ним территории размещать информацию о реализуемой продукции, в том числе и о товарах, запрещенных для детей.

    Иными словами слоганы типа "Живое пиво" или "Настоящее пиво" появились на наружных стенах магазинов и даже на близлежащих заборах. Фактически речь идет уже о выходе нежелательной рекламы на улицу, но по закону никого за это наказать нельзя. Владельцы магазинов удачно прикрываются размытостью понятия "организация" и уходят от предусмотренной на такой случай административной ответственности.

    Дабы прекратить анархию, депутаты решили переписать третью статью закона. В ее исправленном варианте будет говориться, что реклама пива, водки и табака запрещена в городах и иных поселения, за исключением "распространения ее в специализированных периодических печатных изданиях, а также внутри помещений, в которых располагаются организации, осуществляющие деятельность по производству или обороту данной продукции". Следовательно, после принятия этой поправки городские власти смогут с полным правом штрафовать владельцев магазинов за вывешенные на улице завлекательные плакаты с изображением пива или табака.

    Столь решительные меры не показались народным избранникам излишне жестокими. Наоборот, они склонны еще сильнее осложнить жизнь организациям, торгующим товарами, нежелательными для детей и подростков. Депутат Тамара Белоконь даже предложила поднять с 16 до 18 лет возрастной ценз, оговоренный в областном законе.

    Вполне возможно, что столь неприятное для тинейджеров предложение со временем обретет силу закона. На том же заседании комитета по социальной политике депутаты после длительной дискуссии проголосовали за протокольное поручение к аппарату областной Думы с предложением проанализировать все региональное законодательство, касающееся защиты нравственности и здоровья детей, на предмет его ужесточения. 

    Немаловажный нюанс - поправка в закон "О дополнительных мерах по защите нравственности и здоровья детей в Тюменской области" в ноябре пройдет только первое чтение. Депутаты намерены основательно поработать над ней до второго и третьего чтений. Вероятно, это объясняется тем, что даже новый вариант третьей статьи оставляет некое пространство для маневра, которым могут воспользоваться распространители нежелательной продукции. Например, как быть с рекламой табака или пива, вывешенной в окнах магазинов? Теоретически она находится с внутренней стороны окна, то есть внутри помещения, но фактически через стекло ее прекрасно видно на улице. Народным избранникам тут есть над чем поломать голову.

    Компетентно

    Евгений Заболотный, заместитель председателя комитета областной Думы по социальной политике:

    - Эту проблему надо рассматривать комплексно. Например, на федеральном уровне сейчас обсуждается идея введения запрета на организацию мест для курения на территории образовательных учреждений. Я думаю, это как раз то направление, где стоит работать на опережение. Это касается рекламы, запрета на курение, продажи алкогольных напитков или табачных изделий и запрета на организацию мест для курения на территории учебных заведений. Нам надо пересмотреть все региональное законодательство, касающееся этих вопросов. Может быть, стоит провести по данной теме депутатские слушания или "круглый стол". Ведь кроме нас, законодателей, никто эти вопросы не по-смотрит. Тем временем Арбитражный суд Тюменской области поддержал позицию областного управления Федеральной антимонопольной службы, оштрафовавшего за нарушения рекламного законодательства одну из местных строительных компаний на сорок тысяч рублей. Застройщик, размещая в прессе рекламу возводящегося комплекса, не указывал сведения о месте и способах получения проектной декларации строительного объекта, чем и нарушал закон. Причем, специалисты ФАС доказали, что опубликованная реклама была направлена на привлечение денежных средств потенциальных участников долевого строительства.

    Поделиться