"Будущее зависит от тебя. Новые правила" - беспрецедентный культурно-образовательный проект с таким названием стартовал вчера в Самаре.
На берегах Волги бросила якорь путешествующая выставка. Проект сродни тем, что организовывало полтора столетия назад товарищество передвижников, ставшее, пожалуй, самым массовым и влиятельным объединением в истории художественной России. Нынешняя же экспозиция - настоящий мини-музей, который популярно рассказывает о современном искусстве. Он включает в себя не только привычные художественные формы, но и лекции художников с мировым именем, семинары для студентов, демонстрации фильмов.
Коллекция стоимостью полтора миллиона евро будет колесить по России в течение года. Старт взят еще в апреле во Владивостоке. А после путешествия от Японского до Балтийского морей организаторы планируют презентовать проект в Москве на международном салоне изящных искусств в Большом Манеже.
- Главная задача проекта - поделиться любовью к современному искусству с восемью городами, - сообщил идеолог "Новых правил" французский коллекционер современного российского искусства Пьер-Кристиан Броше. - Мы исходим из того, что российские регионы - полноправные участники мирового художественного процесса. А участие бизнесменов - наших партнеров - связано со стремлением повысить социальный статус через деятельное участие в культурной жизни. Поэтому наш проект призван простимулировать социальную ответственность власти и бизнеса. Наш выбор - выбор сообщества и рынка, в "Будущее зависит от тебя" мы включили художников, уже заработавших высокое положение в современном арт-мире. Новые правила функционирования искусства сделали это возможным.
Коллекция, представленная на экспозиции, состоит из семи разделов, так, считают авторы, зрителю легче воспринимать замыслы художников. В "Идее", например, выражен концептуалистский взгляд Юрия Альберта, в чьем "Велосипедном колесе" вместо заявленного объекта оказывается палитра художника, а в текстовых произведениях происходит ироническая, игровая замена реальных результатов деятельности художника на простую констатацию факта. Андрей Монастырский, основатель и автор большинства перформансов группы "Коллективные действия", использует ее деятельность в своих "Золотых линиях", где на фотографии нанесены схемы и графики.
Один из самых обширных разделов на выставке - "Неоклассика", где бывший барабанщик группы "Кино" Георгий "Густав" Гурьянов в своей любви к образцам искусства сталкивает разные эпохи. В частности, сталинскую и Ренессанс в триптихе "Борцы". А Валерий Кошляков использует расписание поездов, и на холсте появляется таблица с номерами составов и пунктами назначения - старая и ржавая. Айдан Салахова играет на наших ожиданиях и стереотипах по отношению к Востоку: одна паранджа в картине "Я люблю себя" скрывает прекрасное тело, другая - открывает запретные наслаждения.
Свой поиск микросюжетов, биения жизни вдали от политики, официальных новостей ведут авторы, чьи работы представлены в разделе "Социальность". Здесь художнику интересен сам человек в его ежедневных проявлениях, в ситуациях, понятных каждому из нас. А в "Революции" наши современники находят гораздо более тонкие, нежели у соцреалистов, способы сопоставить свои политические взгляды с творчеством. Еще более парадоксальными оказываются приемы в "Психоделии", где живая материя превращается в неживую и наоборот. Сергей "Африка" Бугаев дополняет два настоящих советских флага буквами и фигурами, портрет Ленина на знамени у него соседствует с ядовитыми грибами. Последнее отсылает нас к телепередаче "Тихий дом", в которой композитор Сергей Курехин некогда в свойственной ему манере парадоксального и провокационного мышления привел доказательства того, что вождь мирового пролетариата был грибом.
- Искусство сегодня служит не просто "украшательным", декоративным элементом, - высказал свою точку зрения корреспонденту "РГ" Сергей Бугаев. - Искусство - очень мощный ресурс, при помощи которого мы можем решать серьезные, фундаментальные проблемы. И оно, конечно, имеет прямое отношение к энергии будущего, к космосу, образует некую новую Вселенную, оставаясь тем не менее специфическим продуктом и помогая нам адаптироваться к современности.
Собственное понимание космоса как порядка, а не хаоса выразили представители Самарского отдела Приволжского филиала государственного центра современного искусства. Инсталляцию, созданную вместе со студентами Самарского государственного аэрокосмического университета, расположили там же, на базе вуза. Там же стартовала и образовательная программа: лекции и показы фильмов в рамках кинофестиваля "Поколение АССА".
По словам церемониймейстера проекта Артемия Троицкого, такой масштаб представления современного искусства в регионах - знаковое событие. Там, где сосредоточены и таланты, и поклонники, нужно разворачивать подобные идеи как можно шире и приглашать "караваны передвижников" как можно чаще.