Новости

Среди значительной части западных политиков выработаны политические штампы, которые активно применяются в отношении российского руководства и самой России.

А затем с удовольствием тиражируются на "внутреннем рынке" местной "либеральной" оппозицией. Уже зафиксирован и список претензий к новому президенту Дмитрию Медведеву, в котором одно из видных мест занимает обвинение в агрессивном внешнеполитическом курсе, антизападной риторике и намерении снова начать "холодную войну" с перспективой перерасти в "горячую". С августа эти выводы пытаются доказать событиями в Южной Осетии, а после первого выступления Дмитрия Медведева с Посланием Федеральному Собранию появился и еще один аргумент - ракетные комплексы в Калининграде. Дескать, если раньше еще были сомнения в том, кто же такой президент Медведев, то теперь-то он уж точно показал свое "истинное лицо".

Но давайте восстановим логику событий, которая позволит подчеркнуть два принципиальных момента. Первый - Медведев все время вынужден реагировать на провокационное подначивание России. Его все время словно подталкивают к жесткой реакции. Ввод российских войск в Южную Осетию был реакцией на нападение Грузии (даже на Западе с этим согласны. Главной претензией сейчас является "несимметричность ответа", но вопрос о том, кто первый начал войну, не стоит). Признание независимости Южной Осетии и Абхазии, которое также ставится в вину российскому президенту, было необходимым основанием для сохранения там российских войск - в противном случае война бы вспыхнула вновь. А ракеты в Калининграде были реакцией на планы США разместить элементы противоракетной обороны в Польше и Чехии.

Второй момент заключается в том, что решение о ракетах не является окончательным. Медведев постоянно подчеркивает, что оно будет пересмотрено после отказа от развертывания системы ПРО в ЕС. Откажитесь от ненужной милитаризации Европы - и мы откажется от милитаризации Калининграда.

Но российские аргументы словно не хотят слышать. Хотя уже не первый месяц мы обращаем внимание на очевидные вещи: например, что система ПРО в Чехии и Польше не может быть направлена против Ирана. Достаточно просто посмотреть на карту мира и понять, где Иран, где Россия и где Польша. Зато байки о том, что российские танки окажутся скоро на улицах Варшавы охотно тиражируются и обсуждаются (недавно, например, такую страшилку опубликовала на своих страницах одна из популярных польских газет).

Мифическая росcийская угроза приводит к тому, что Европейский союз стремительно вооружается. Очень любопытным являются в этом плане признания ряда экспертов-"атлантистов" в том, что, оказывается, членство в НАТО является свидетельством принадлежности к западной цивилизации. Сомнительно, что граждане ЕС хотят заменить европейскую культуру на военные стандарты НАТО. Между тем под страшилкой "русские идут!" уже приняли в НАТО страны Балтии (обещание, данное Горбачеву, было забыто - как нам теперь разъяснили, нет СССР - нет и обещаний). "Под сукно" положили предложения России заменить систему ПРО в Польше и Чехии на совместно используемую станцию в Азербайджане.

Из президентов стран Балтии и Польши создана ударная спецбригада, которая с удовольствием занимается антироссийской риторикой и посещает все соответствующие мероприятия. Последний пример Украина. На конференцию по голодомору опять едет "группа товарищей" вместе с президентом Грузии. Опять же - аргументы России о том, что голодомор был страшным преступлением, но пострадали от него не только украинцы и не только Украина, не услышаны. Голодомору упорно пытаются придать характер геноцида против украинцев. Кстати, будет любопытно, что при таком взгляде на эти события скажет на конференции Саакашвили - с учетом того, кто тогда принимал политическое решение по отъему зерна у крестьян.

На Западе привыкли говорить с Россией либо как с врагом, либо как с подчиненным. Третьего словно не дано. А ведь Россия не требует признания себя ведущей мировой страной. Россия настаивает на равном и честном диалоге.

Ярким примером недоверия к России является и европейская энергетическая политика. Последний пример - представленный 12 ноября новый доклад Еврокомиссии по энергетике. В нем главной целью ЕС называется снижение зависимости стран ЕС от "отдельных поставщиков" (читай - России). Главный способ борьбы - проекты строительства новых трубопроводов для импорта газа из Каспийского региона и Африки. Страх энергетической зависимости от России словно парализовал Брюссель. И это при том, что доля РФ на европейском рынке нефти - порядка 18-22%, а на рынке газа - порядка 25%.

Европа намерена потратить огромные деньги на создание южного коридора транзита газа. Это явное проявление недоверия в отношении партнера, более тридцати лет поставляющего углеводороды в Европу. Выходит, ЕС готова зайти в своем отношении к России так далеко, чтобы в качестве новых энергетических друзей назвать Иран, Туркмению и Нигерию.

Милитаризация Европы, восприятие России как носителя энергетического оружия - все это "подарки" от республиканской администрации Буша-младшего. Как, кстати, и идея ПРО в Европе. Так что теперь главный вопрос в том, насколько Барак Обама действительно является новым президентом. Насколько отличается он от своего соперника Маккейна, который прямо утверждал, что с Россией можно говорить, только сидя в кабине боевого самолета?

Медведев - политик, который вовсе не хочет конфронтации с Западом. Он это показал и во время последнего визита в США. Просто ради самого диалога он не готов сдавать значимые для России позиции. Они с Обамой - политики одного поколения, и можно ожидать, что им удастся отказаться от конфликтной линии развития наших двусторонних отношений. Только важно не упустить начало - поэтому именно сейчас хотелось бы получить от США не окриков, а сигналов к нормализации диалога. То же самое касается и Европы. Сейчас США и ЕС упорно бросают Россию на активизацию на Востоке - но это вряд ли соответствует интересам Запада. В качестве таких сигналов можно рассматривать, например, отказ от развертывания системы ПРО в Европе (тем более что Обама обещал это сделать во время избирательной кампании), прекращение "антироссийской агитации" на постсоветском пространстве, отмену визового режима для российских граждан. И это обязательно будет услышано в Москве.

Власть Работа власти Внешняя политика