20.11.2008 04:12
    Поделиться

    На суд воронежской общественности вынесут программу развития пассажирского транспорта

    В декабре на суд городской общественности будет представлен проект муниципальной целевой программы "Развитие пассажирского транспорта на 2009-2013 годы".

    Гонки по маршруту

    Такое решение приняли депутаты на последнем заседании городской Думы. Значение предлагаемого для публичных слушаний документа трудно переоценить - это первая программа развития пассажирского транспорта за последние лет 15.

    Все это время рынок пассажирских перевозок развивался стихийно - в отсутствие какой бы то ни было концепции. Муниципальный транспорт постепенно уступил свои позиции частному. А частники в свою очередь лоббировали "выгодные" для них маршруты, отказываясь работать на "нерентабельных". В результате транспортная схема получилась весьма запутанная - большинство маршрутов дублируют друг друга. Страшно наблюдать, как огромные автобусы (причем междугородного типа) устраивают, по меткому замечанию мэра Сергея Колиуха, скоростные ралли на городских магистралях: "Соревнуются, кто быстрее подъедет к остановке, выгрузит и загрузит пассажиров. Зато в праздничные дни из некоторых микрорайонов невозможно уехать, потому что частники захотят - выходят на линию, а захотят - устраивают себе выходной...". Нередки случаи, когда водители высаживают пассажиров на полдороге: мол, позднее время уже - дальше автобус не идет.

    Получилось так, что на некоторых городских окраинах общественный транспорт ходит крайне редко или не появляется вообще. А, к примеру, через проспект Революции, по данным ГИБДД, пролегает целых 58 маршрутов. Во многом благодаря такой загруженности на главном проспекте и других крупных магистралях города каждый день возникают заторы.

    Чтобы организовать хорошее обслуживание пассажиров, количество автобусов надо удвоить

    Воронеж, по выражению чиновников, "обеспечен подвижным составом на 48 процентов", то есть, чтобы организовать качественное обслуживание пассажиров, количество автобусов необходимо удвоить - при этом качество должно стать принципиально иным. Дело в том, что сегодня большую часть пассажирского автопарка составляют маршрутки средней и малой вместимости, умножающие число аварий и пробок, в то время как их "производительность" оставляет желать большего. В программе делается акцент на закупку крупногабаритного транспорта.

    Возрастной ценз

    Как констатировал руководитель городского управления организации пассажирских перевозок Дмитрий Крутских, "монопольное положение частников (числом 37 - Прим. "РГ") на рынке пассажирских перевозок приводит к отсутствию стабильности в транспортном обслуживании населения".

    Исправить эту ситуацию власти намерены в том числе за счет развития муниципальных перевозок. Для чего планируется в течение ближайших пяти лет приобрести в лизинг (на бюджетные и внебюджетные средства) 500 автобусов и 200 троллейбусов. Кстати, сейчас по Воронежу курсируют два "экспериментальных" - от разных производителей - троллейбуса. Предполагается, что после изучения их производственных и эксплуатационных характеристик будет выбран оптимальный вариант. Чтобы стимулировать частников на покупку новых автобусов, власти намерены ввести своего рода "возрастной ценз" для пассажирского транспорта: для большегрузных автобусов - не более 15 лет, для ПАЗов - не более семи, для "газелей" - пять.

    Вынесут на суд

    Общий бюджет программы - более четырех миллиардов рублей. Среди ее мероприятий также - восстановление производственной базы: в частности, двух троллейбусных депо, которые в результате процедуры банкротства были распроданы по частям. Оптимизация маршрутной сети и "ссылка" малогабаритных автобусов на "малонаселенные" маршруты. Организация диспетчерской службы, оснащенной автоматизированной навигационной системой контроля и управления пассажирским транспортом.

    Дата публичных слушаний по транспортной программе назначена на 23 декабря. Уже сейчас можно сказать, что обсуждение будет жарким. Во-первых, потому что к нынешней системе транспортного обслуживания накопилось слишком много претензий, и горожане не преминут воспользоваться случаем и озвучить их непосредственно руководству Воронежа. Во-вторых, ровно в то время, когда разрабатывалась программа, в городе происходил демонтаж трамвайных рельсов. Как объясняют власти, возрождение трамвая - дело весьма затратное, а возможности муниципальной казны весьма ограничены. Однако далеко не все горожане готовы смириться с ликвидацией самого вместительного и экологически чистого пассажирского транспорта.

    Справка "РГ"

    На воронежском рынке пассажирских перевозок удельный вес муниципального транспорта составляет 7,6 процента. Тогда как, к примеру, в Ярославле - 44 процента, а в соседнем Липецке - 56 процентов. Ежегодно на покрытие убытков пассажирского транспорта из городских бюджетов направляется соответственно 350 и 400 миллионов рублей. Автобусы приобретают также за счет муниципальной и региональной казны.

    Поделиться