20.11.2008 01:19
Поделиться

Депутаты Югры разобрались с бюджетом нефтяной провинции

Дума Ханты-Мансийского автономного округа определила приоритеты развития ведущей нефтяной провинции мира на ближайшие годы. Трехлетний бюджет, принятый в первом чтении на октябрьском заседании, решено оставить без изменений.

За ценой постоим

По словам губернатора Александра Филипенко, это не значит, что работа над главным финансовым документом региона завершается. Он же обозначил три главных принципа, по которым предстоит напряженная работа. Среди них - минимизация издержек и отказ от очередных расходных обязательств, без которых сегодня вполне можно обойтись. Принцип разумной достаточности, а в итоге - максимальная эффективность при минимальных затратах. И, в-третьих, поощрение экономии. Принцип "освоить бюджетные средства любой ценой", по мнению главы региона, давно неприемлем. Все расходы должны быть жестко привязаны к достигаемым результатам, и, если задача решена за счет меньших ресурсов, это должно поощряться.

Доходы Югры прогнозируются с ростом на 5-6 процентов. В 2009 году предполагают собрать более 140 миллиардов рублей, в 2010-м - около 150, а в 2011-м - почти 160 миллиардов. Как пояснила Надежда Бойко, директор окружного департамента финансов, пока власти округа исходят из оптимистичных сценарных условий, при которых баррель нефти стоит 95 долларов. Не называя слова "секвестр", главный финансист дала понять, что уже после Нового года бюджет может претерпеть изменения.

Депутаты обратились в правительство РФ с предложениями о поддержке предприятий нефтяной отрасли. Вышли с инициативой в Государственную Думу, чтобы развивать малый бизнес в нефтяной отрасли. Без этого добыча будет падать, следовательно, бюджеты округа и страны уменьшатся. Если своевременно поддержать нефтяников, то добычу нефти можно сохранить на том уровне, который запланировали: 280 миллионов тонн в 2008 году, 283 миллиона - в 2009-м и 282 - в 2010-м.

Для подстраховки в закон внесена специальная статья, призванная сгладить возможный недостаток финансов. В случае невыполнения доходной части окружного бюджета в первоочередном порядке будут финансировать публичные нормативные обязательства, заработную плату и начисления на нее, оплату услуг связи и коммунальных услуг, приобретение продуктов питания, медикаментов и перевязочных средств, выплату стипендий, оказание государственной поддержки жилищному строительству, а также предоставление межбюджетных трансфертов муниципалитетам в части дотаций и субвенций. Иные расходные обязательства решено финансировать пропорционально в пределах поступающих в бюджет автономного округа доходов.

Заветное окно

Уже сегодня произошла корректировка ряда расходных статей бюджета. В частности, изменена долгосрочная целевая программа "Культура Югры" на 2009 - 2013 годы. Ее финансирование сократилось на 350 миллионов рублей - до 1,8 миллиарда. По настоянию депутатов из перечня программных мероприятий исключено производство пяти фильмов - "Най Ангки", "Оленные люди", "Таежные узоры", "Истории России", "Лики нонхой" - стоимостью в полмиллиарда рублей. Правда, в перечень тут же включили два других фильма - "Кин-Дза-Дза" и "От Самарово до наших дней" - с бюджетом в 58,7 миллиона рублей. Еще 82 миллиона добавлено на проведение региональных фестивалей, а 50 миллионов - на участие лучших творческих коллективов автономии в "окружных, россий-ских и международных акциях". Ведь на носу Всемирная шахматная олимпиада 2010 года, чемпионат мира по биатлону 2011 года, не говоря уже о международных форумах и симпозиумах, что регулярно проходят в Югре.

Миллионы, сэкономленные на киносъемках, переброшены на строительство и приобретение социального жилья, формирование маневренного жилищного фонда. Перераспределены денежные потоки между распорядителями бюджетных средств. Поправки в программу улучшения жилищных условий населения Югры, рассчитанную до 2015 года, кардинально меняют всю систему оказания помощи нуждающимся в комфортном жилье.

По словам председателя Думы Ханты-Мансийского автономного округа Василия Сондыкова, по-прежнему остаются актуальными 1,5 миллиона квадратных метров жилья в год, строительство детских садов, а за три года это 35 тысяч мест.

Законопроект, разработанный правительством, предусматривает создание единого окна. Уполномоченная компания займется приемом и консультированием югорчан, рассмотрением заявок, расчетом и предоставлением субсидий и льготных жилищных займов, компенсацией части процентной ставки по ипотечным кредитам. По мнению властей, все это позволит снизить пресловутый административный барьер, создав единую правоприменительную практику постановки на учет и предоставления государственной поддержки, а также единую систему управления и отчетности.

Проект закона почти безоговорочно поддержали главы городов. Однако в районах, особенно отдаленных, высказали озабоченность этими новациями. По словам депутата Алексея Андреева, сегодня тем же ханты весь пакет документов на жилищную субсидию оформляют на месте, непосредственно в сельских поселениях. Добраться до заветного окна сможет далеко не каждый. Он предлагает сохранить для коренных малочисленных народов существующую ныне систему. А молодые семьи и прочих получателей перевести на новую систему.

Компетентно

Александр Сальников, председатель комиссии по социальной политике Думы Ханты-Мансийского автономного округа:

- Сегодня в автономном округе более тридцати целевых программ направлены на решение социальных вопросов. Не случайно идет речь о разработке и принятии социального кодекса Югры.

Он позволит унифицировать и упростить окружное законодательство, сделав его более доступным широким слоям населения. Кодекс должен стать законом прямого действия, сняв необходимость принятия многочисленных подзаконных актов. Он должен объединить и усовершенствовать правовую базу всей социальной сферы в регионе, повысив качество жизни югорчан.

Михаил Гнетов, депутат Думы Ханты-Мансийского автономного округа, предприниматель:

- Радует, что на самом высоком уровне наконец-то стали говорить о малом и среднем бизнесе. В округе действует фонд поддержки предпринимательства. Сейчас на всю Югру он имеет около 900 миллионов рублей. Я предложил бы увеличить его до 3-4 миллиардов рублей и упростить при этом процедуру прохождения проектов. Целесообразно было бы принять схему, аналогичную ипотечному кредитованию, когда участник программы получает банковский кредит под 5 процентов, а разницу гасит окружной бюджет.