Российский дирижабль, совершивший уникальный полет, попал в Книгу рекордов Гиннесса

На днях Книга рекордов Гиннесса пополнилась еще одним героем - жителем Коломны Алексеем Бадакиным. Этот молодой пилот в составе команды совершил самый протяженный перелет на крупнейшем в России дирижабле из Санкт-Петербурга в город Киржач Владимирской области.

- Сколько себя помню, всегда хотел летать, - рассказал корреспонденту "РГ" Алексей Бадакин. - В младшей школе мечтал об истребителях, потом о вертолетах. После увольнения из армии летал на гражданских вертолетах. О дирижабле даже не думал. Так вышло, что компании, занимающейся аэросъемкой, нужны были летчики. И я рискнул, пошел. Но летать мне пришлось учиться почти заново, ведь проводили съемку с дирижабля.

Рекордный полет в отличие от обычных рабочих готовился более полугода. Шутка ли - пролететь на самом большом и тяжелом воздушном аппарате более 1300 километров! Почему именно столько? Да ведь до Санкт-Петербурга, откуда должен был стартовать наш полет, нужно было еще долететь, причем на том же самом дирижабле.

Готовили к полету уникальное воздушное судно - дирижабль Au-30 - его разработчики и изготовители (НПО "Авгуръ - РосАэроСистемы"), а также эксплуатирующая организация ("Аэроскан"). Самих пилотов тренировали известные воздухоплаватели - рекордсмены Леонид Тюхтяев и Станислав Федоров. В итоге 12 сентября в восемь часов утра команда стартовала с базы города Киржач через Боровичи (Новгородская область) до аэродрома Манушкино под Санкт-Петербургом.

- Маршрут соединил единственную в России дирижабельную базу "Киржач-Д" с родиной российского дирижаблестроения - именно в Санкт-Петербурге сто лет назад состоялся первый полет первого отечественного дирижабля "Учебный", - пояснил корреспонденту "РГ" заместитель генерального директора компании, разработавшей чудо-дирижабль, Михаил Талесников. - В ходе перелета мировой рекорд дальности был установлен дважды!

Преодолев расстояние в 377,7 километра от Киржача до Боровичей, пилоты уже побили предыдущий рекорд на 3,7 километра, установленный в 1990 году американским экипажем на двухместном британском дирижабле GA-42. На следующий день экипаж долетел без происшествий до аэродрома под Петербургом. И уже оттуда 14 сентября в половине восьмого утра стартовал обратно - этот перелет был ключевым для команды.

Надежда пилотов на обещанный синоптиками попутный ветер не оправдалась, но это не помешало выполнить намеченное. Преодолев за 11 часов 626 километров, в половине седьмого вечера дирижабль с командой вернулся в Киржач. По дороге он сожрал 500 килограммов горючего, а его экипаж - Леонид Тюхтяев, Леонид Путинцев, Константин Верещагин и Алексей Бадакин установили рекорд.

"Я никогда не мечтал стать известным, поэтому попасть на страницы Книги рекордов Гиннесса приятно, - признается Бадакин. - Однако столь долгий перелет хорош ради самого полета. Дирижабль - это живой организм со своим характером. Нельзя ни с чем сравнить ощущения, когда ты плывешь под ним над землей со скоростью 50 километров в час и видишь самые малейшие детали на земле. Это очень романтичное и завораживающее зрелище - будто медитируешь, а не летишь".

- Для нас это хороший опыт, ведь воздушное судно садилось почти в экстремальных условиях: дирижабль, поскольку горючее потратили, стал слишком легким, - рассказывает Талесников. - Более продолжительный полет мог выйти боком. Поэтому сейчас мы работаем над новым проектом - системой активной балластировки.

По расчетам специалистов, новая система позволит вдвое повысить дальность и продолжительность полетов, а в будущем даже послужит ключевой составляющей в создании полноценного транспортного дирижабля. А он, в свою очередь, сможет поднять на новую высоту вопрос разгрузки автодорог Подмосковья и Москвы.