Новые проекты "Газпрома" по строительству газопроводов (Прикаспийский и "Южный поток") фактически позволят сформировать новый каркас экономики регионов, по территории которых будет осуществляться транзит энергоносителей.
Именно прикаспийские страны в силу своих природных богатств формируют сегодня один из центров мировой добычи и транспортировки нефтегазовых ресурсов. Во второй половине будущего года планируется начать строительство Прикаспийского газопровода, соглашение о котором было подписано Россией, Туркменией и Казахстаном в 2007 году. Его основная задача - обеспечить надежную транспортировку возрастающих объемов газа по территориям государств Центральной Азии в Россию. Плюс ко всему этот проект обещает стать настоящим локомотивом для ряда российских регионов, в том числе и Астраханского, демонстрирующего стремительный рост экономики.
- В нашем регионе располагается большое количество разведанных месторождений нефти, газа и газоконденсата, - рассказывает губернатор Астраханской области Александр Жилкин. - Но их активное освоение и переработка пока не ведутся, в том числе и из-за того, что нет возможности доставлять добываемую продукцию до потребителя. Уже существующие трубопроводные системы и транспортная сеть загружены полностью. Даже месторождение, на котором работает предприятие "Газпром Добыча Астрахань", за 26 лет освоено, по разным оценкам, только на четыре процента. Сегодня астраханский "Газпром" добывает 12 миллиардов кубометров газа в год, и это максимум. Завод работает на пределе. Прежде чем расширять и модернизировать производство, а также увеличивать добычу и налаживать дополнительную разведку, нужно решить вопрос сбыта. К примеру, увеличить количество потребителей можно, проложив новую трубу на севере Астраханской области.
На экономической конференции, которая прошла в Астрахани 3-5 октября этого года, обсуждались перспективы участия региона в проекте "Голубой поток", наращивания транспортной системы, возможности перевозок по Волго-Донскому каналу и строительство энергетических комплексов, в частности, полиэтиленового завода и нефтегазового предприятия - чтобы можно было перерабатывать добытую продукцию на месте. Все эти программы позволят расширить объемы производства. А значит - увеличить региональную налоговую базу и создать современную инфраструктуру.
Взаимодействие в сфере транспортировки добываемых в регионе энергоносителей регулируется рядом международных договоров, среди которых российско-казахстанско-туркменское соглашение о сотрудничестве в строительстве Прикаспийского газопровода, договор о транзите азербайджанской нефти через территорию России и другие документы, участником которых Россия не является.
Дальнейшее развитие получит проект Каспийского трубопроводного консорциума с расширением его мощности до 67 млн тонн в год. При реализации уже имеющихся проектов развития транспортной инфраструктуры уже через 5-7 лет мощность экспортных нефтепроводов в регионе сможет возрасти не менее чем на 150 млн тонн в год; газопроводов - на 150 млрд куб. м в год.
- Нами достигнута договоренность с партнерами о принципах ценообразования на центральноазиатский газ, - продолжает Жилкин. - В соответствии с которой с 2009 года в расчет принимаются европейский уровень цен на природный газ, оптовый характер закупки, затраты ОАО "Газпром" по организации транспортировки, гарантия оплаты, регулирование неравномерности, минимальная прибыль.
Необходимо отметить, что перспективы развития добычи углеводородов в Каспийском регионе связаны с решением комплексных проблем обустройства морских месторождений, транспортировки и переработки углеводородов. Таким образом, международное сотрудничество создает в Каспийском регионе необходимые условия для расширения добычи энергоресурсов и развития экономики в целом.
Во благо потребителей российского газа в Евросоюзе "Газпром" предлагает им все новые альтернативные маршруты поставок. В июне прошлого года газовая госмонополия достигла предварительной договоренности с одним из итальянских концернов о строительстве газопровода "Южный поток", основная часть которого пройдет по дну Черного моря через территорию Болгарии и Греции на Апеннины. Уже через день после подписания меморандума в Риме тогда президент России, а ныне ее премьер-министр Владимир Путин подчеркнул, что "Южный поток" будет строиться в интересах европейских потребителей газа. И в самом деле, как отмечают эксперты, ощутимым результатом этого проекта, если он претворится в жизнь, станет спокойствие Евросоюза относительно гарантий поставок голубого топлива из России. Для России же этот проект важен в том числе и в геополитическом отношении: намерения строить новый газопровод - это явная демонстрация миру своего стремления укрепить связи со своими многовековыми союзниками на Балканах - Грецией и Болгарией.
Проект "Южный поток" пока находится в начальной стадии проработки, только в конце этого года будут завершены маркетинговые исследования и работы по технико-экономическому обоснованию его строительства. И даже при самом благоприятном раскладе первые объемы газа европейские партнеры получат из России не раньше 2013 года.
Между тем в российских регионах, по территории которых голубое топливо пойдет в страны Евросоюза, уже подсчитывают дивиденды от использования новых возможностей, предоставляемых транзитом.
- Безусловно, Волгоградская область очень заинтересована в транзите газа через свою территорию, - говорит вице-губернатор Волгоградской области Игорь Стефаненко. - Газопровод "Южный поток" станет одним из звеньев общей системы топливного комплекса и, несомненно, окажет позитивное влияние на развитие экономики региона. Очевидные дивиденды мы получим от создания новых рабочих мест, когда в строй будут введены компрессорные станции, и новых налоговых поступлений в бюджет региона. Но самое главное - это возможность получать дополнительные объемы газа для нужд и промышленных предприятий, и населения области. Да, мы прекрасно знаем о лимитах, но надеемся, что магистральный газопровод - это наша надежная защита от проблем с голубым топливом в зимний период. В отопительный сезон при огромном "разборе" газа промышленные предприятия остро ощущают его дефицит, как правило, связанный с тем, что не справляется с нагрузками транспортная система.
Нужны нам дополнительные объемы газа и в связи с ростом темпов газификации региона, которая идет в рамках так называемого пятого национального проекта. С учетом финансовой помощи "Газпрома" мы увеличили объемы финансирования газификации региона с 300 миллионов рублей в 2005 году до 2 миллиардов 200 миллионов в этом.
К 2010 году мы планируем выйти на 100-процентную газификацию области, и, конечно, новый газопровод только улучшит общую инфраструктуру газоснабжения региона.
Однако, осознавая все радужные перспективы будущих проектов, и в Волгоградской, и в Астраханской областях понимают, что во взаимодействии с заказчиками строительства сначала надо будет проработать сложнейшие вопросы природопользования, землеотведения и землепользования. Здесь прекрасно осознают, что масштабные объемы производства и транспортировки газа - это не только источник огромных финансовых поступлений, но и большая ответственность за рациональное и грамотное использование этих ресурсов и за сопряженную с их добычей экологию.
Совместная декларация о строительстве Прикаспийского газопровода была подписана президентами России, Казахстана и Туркменистана в мае 2007 года. Предполагаемый объем газа, транспортируемого по Прикаспийскому газопроводу, будет составлять до 20 миллиардов кубометров в год. Протяженность Прикаспийского газопровода составит около 1700 километров, из них 500 придется на территорию Туркменистана и около 1200 - на Казахстан
Морской участок газопровода "Южный поток" пройдет по дну Черного моря от компрессорной станции "Береговая" на российском побережье до побережья Болгарии. Общая протяженность черноморского участка составит около 900 километров, максимальная глубина - более двух километров, проектная мощность - 30 млрд куб. м. Для наземного участка от Болгарии рассматриваются два возможных маршрута- один на северо-запад, другой - на юго-запад