Бум на экзотических домашних любимцев стал стихийным бедствием для редких животных.
Семь лет назад в страну хлынул поток нелегального зверья: черепахи в сумках-челноках вперемешку с обмотанными скотчем змеями, африканские лягушки, консервированные заживо, попугаи в коробках из-под обуви...Взволнованный сложившейся ситуацией, Международный фонд защиты животных IFAW выделил деньги на открытие в подмосковном Чашникове центра реабилитации животных, конфискованных на таможне. Центр этот был нужен как воздух, работа в нем кипела несколько лет. Но потом финансирование со стороны IFAW прекратилось.
Длинная асфальтированная дорога ведет мимо деревенских домиков через лес к железным воротам. Табличка на калитке: "Учебно-научный центр реабилитации диких животных". За воротами - двухэтажное здание, похожее на усадьбу. Чуть в отдалении - бывшие теплицы, теперь там террариумы. Окруженные деревьями, стоят под открытым небом вольеры. В одних в гордом одиночестве бродят хищные птицы, в других - суетятся фазаны. Все это владения биологического факультета МГУ. Когда-то, полвека назад, здесь была создана научно-исследовательская лаборатория, а в 2002 году здание и прилегающие постройки переоборудовали под центр реабилитации диких животных. "Здесь провели капитальный ремонт и создали условия для содержания питомцев, - рассказывает Владимир Деулин, заместитель директора центра, - только новых зверей мы теперь почти не принимаем - средств для содержания конфискованных животных не хватает. Поэтому в основном занимаемся исследовательской деятельностью и заботимся о питомцах, попавших к нам несколько лет назад".
"Ветеранов", кстати, не так уж много: черепахи, две кобры, несколько попугаев и медведица Машка, всеобщая любимица и местная знаменитость. Когда-то она жила у подмосковного фермера и чуть не погибла от голода, но здесь она в безопасности.
Машка живет в самом большом вольере одна. "Когда-то у нас и лисы были, и другие медведи, - говорит Владимир Борисович, - тогда мы выиграли тендер департамента природопользования Москвы на финансирование содержания животных. Но с конкурсом в 2006 году нам не повезло. Победителем была признана непонятно откуда появившаяся проектно-строительная компания, претендовавшая на животных, и нам пришлось отдать им двух живших у нас медведей, больше 200 черепах и несколько птиц. Было очень жалко терять их - у нас есть все условия для их содержания и единственное, что нужно, - это финансирование".
Как же получилось, что IFAW перестал поддерживать такую нужную организацию? "Международный фонд защиты животных не обязан был финансировать нас все время. Наш центр был создан в ожидании, что государственные структуры примут эстафету по спасению конфискованных на таможне зверей и будут выделять средства на их содержание. Но этого не произошло", - поясняет Деулин. Сейчас руководство центра ищет поддержки у коммерческих организаций. Также хотим обратиться за помощью к властям Московской области. Поток нелегально ввозимых в страну животных не падает, а значит, центр по-прежнему необходим.