Депутаты городской Думы обратились в региональный парламент с законодательной инициативой о введении наказания за самовольно установленную рекламу.
Нелегальная реклама - серьезная проблема для Воронежа. Согласно данным прокуратуры, на территории города незаконно установлено более ста конструкций такого рода. В последнее время работы по их демонтажу заметно активизировались. К примеру, в ходе последнего рейда представителей управы и РОВД по Центральному району было снято 40 незаконных штендеров. Хотя накануне акции владельцев рекламоносителей предупредили о необходимости легализовать конструкции или демонтировать их. Но только половина собственников убрали штендеры и начали оформлять разрешение.
Свою версию обнародовала Контрольно-счетная палата Воронежа, проверившая работу рекламных служб города. Ревизоры пришли к выводу: "...Прозрачность и достоверность информации на рынке продвижения носят весьма условный характер, чему способствует почти полное отсутствие нормативно-правовых актов, устанавливающих четкий порядок размещения рекламоносителей". В частности, нет положения, определяющего порядок проведения торгов на установку и эксплуатацию конструкции. Как следствие - "внеконкурсная" раздача рекламных мест приводит к упущенной бюджетной выгоде.
На территории города (и на периферии, и на центральных магистралях) действуют одинаковые тарифы на размещение баннеров. Из-за отсутствия экономически обоснованного зонирования центр города перегружен рекламной информацией. Хотя, по мнению специалистов, историческую часть Воронежа целесообразно было бы сделать "зоной повышенного контроля" - для сохранения ее архитектурного и культурного облика.
Значительная часть наружной рекламы вообще оказалась вне поля зрения мэрии. Например, конструкции, расположенные вблизи (но не на территории) автозаправочных станций, где указаны сведения о номенклатуре топлива, цене и дополнительных услугах. Более того, подобную информацию - в нарушение федерального законодательства - аудиторы обнаружили даже на дорожных знаках.
На заседании постоянной комиссии гордумы по бюджету, экономике и налоговой политике, где разбиралась "рекламная" ситуация, выявили еще одну серьезную проблему - ущемление прав собственников домов, на стенах которых вывешивают щиты. Доход в этом случае должен идти не в городскую казну, а в кассу товариществ и управляющих компаний. То есть с юридической точки зрения "надомную" рекламу тоже можно назвать самовольной. Не исключено, что ТСЖ и УК начнут в массовом порядке предъявлять претензии мэрии. И не только по части рекламных сборов, но и по порче общедолевого имущества.
Пострадавшие есть и среди народных избранников. По словам председателя думской комиссии по образованию, директора школы N 28 Михаила Хуторецкого, из-за прикрепленной к его дому растяжки в стене кухни пошла трещина: "Очень прошу убрать эту конструкцию, а также растяжку, прикрепленную к зданию 28-й школы, которому, между прочим, уже сто лет".
В мэрии пообещали учесть замечания специалистов КСП и депутатов - и до конца года представить в Думу положение о рекламной деятельности. По рекомендации аудиторов, депутаты обратились к областным коллегам с предложением - внести изменения в воронежский закон об административных правонарушениях. В частности, установить штрафные санкции за "пиратские" баннеры, штендеры, сити-форматы и другие рекламные конструкции: в отношении физических лиц - от одной до трех тысяч рублей, должностных - от трех до десяти, юрлиц - до 20 тысяч.
Сергей Карпов, зампредседателя комиссии гордумы по здравоохранению и экологии, народный артист России:
- Пора наконец навести порядок с "частной" рекламой. Я имею в виду щиты с тортами, чьими-то физиономиями и надписями типа: "С Днем рождения, пусик! Твой Васек". А чего стоит реклама матрасов с голыми женщинами... Для Воронежа с его богатым культурным наследием это неприемлемо.
Сергей Колиух, мэр Воронежа:
- Мы ставим задачу сократить рекламу по максимуму и расчистить видовые места Воронежа. Может быть, процесс идет не так быстро, как хотелось бы. Но мы работаем в правовом поле и не можем одномоментно расторгнуть договоры, которые были заключены предыдущей администрацией до 2011-2012 годов.
Кстати
Согласно прогнозам, до конца года от рекламы в бюджет Воронежа поступит около 115 миллионов рублей (в 2006-м году было раза в два меньше). По словам начальника отдела рекламы управления Главного архитектора Сергея Бобровникова, в будущем году места для размещения рекламы станут выставлять на аукцион: как показывает опыт других крупных городов, стартовая цена в 30 тысяч рублей в ходе торгов может вырасти до 200. Городская казна от этого только выиграет.