Страховщики ожидают падения спроса на свои услуги

Росстрахнадзор сообщает: сборы в III квартале упали на 9% по сравнению со II кварталом. Динамика премий в некоторых видах страхования настораживает: сборы по добровольному страхованию, иному, чем страхование жизни, в июле - сентябре упали на 8%, по личному страхованию - на 53%, по страхованию ответственности - на 18%, по ОСАГО - на 11%. Страховщики опасаются, что им придется столкнуться с падением спроса на свои услуги.

Слабыми цифрами за III квартал никого не удивишь. Это явление сезонное. Но в прошлом году падение совокупных сборов III квартала ко II кварталу составило лишь 4%. Ожидают ли специалисты падения спроса на страховые услуги? В отношении страхования бизнеса эксперты пессимистичны. Президент страховой группы "Спасские ворота" Борис Хаит считает: "Конечно, в условиях финансового кризиса я ожидаю существенного сжатия платежеспособного спроса на страхование. Многие компании вынуждены минимизировать свои расходы, некоторые могут сделать это, исключив статью на страхование".

Что касается спроса на страхование со стороны физических лиц, здесь специалисты прогнозируют различные варианты развития событий. Надежда Мартьянова, генеральный директор страховой компании "МАКС", убеждена, что страховая отрасль будет затронута меньше других сегментов финансового рынка, а последствия общемирового кризиса в меньшей мере отразятся на реально рыночных, а не кэптивных "карманных" компаниях. "В первую очередь последствия кризиса отразились на видах страхования, связанных с развитием строительства, потребительским и залоговым кредитованием", - говорит она.

Действительно, банковский канал продвижения страховых услуг сегодня оказался самой уязвимой точкой. Доля банковского канала в структуре розничного бизнеса некоторых крупных компаний по итогам I полугодия 2008 г. составляла от 30 до 60% объема страховых премий. Сегодня количество выданных ипотечных кредитов сократилось в разы, а количество автокредитов - на десятки процентов. Некоторые эксперты пророчат, что в результате "закрытия" этого канала с рынка могут уйти до 50% страховщиков. Опрошенные нами страховщики считают это предсказание чересчур мрачным.

Вот мнение Михаила Воронько, начальника управления маркетинга страховой группы "УралСиб": "Конечно, для тех страховых компаний, которые на протяжении последних трех лет делали ставку преимущественно на развитие банковского страхования, сжатие кредитного рынка окажется весьма ощутимым фактором замедления темпов роста. Вместе с тем ожидать, что с рынка "уйдет" половина страховщиков исключительно из-за закрытия банковского канала, не следует, поскольку в этом сегменте основные объемы приходятся на крупные страховые компании федерального масштаба, имеющие высокие рейтинги надежности и платежеспособности". Крупные компании - лидеры страхования ипотечных рисков - рассчитывают, что обвала в этом сегменте не произойдет. Председатель совета директоров Страхового дома ВСК Сергей Цикалюк приводит пример: "Наша компания располагает самым большим на рынке ипотечным портфелем. В среднем срок одного договора составляет около 10 лет. Мы уверены, что пролонгируем большинство договоров и увеличим портфель по новым клиентам".

По расчетам Центра стратегических исследований "Рос гос стра ха", рынок страхования автокаско в 2009 году даже вырастет на 25-27%. "Риск ухода с рынка большого количества страховщиков связан все-таки не с банковским страхованием, а в первую очередь с ОСАГО. Не заботясь о качестве своего страхового портфеля, страховщики (прежде всего некрупные региональные компании) все чаще будут сталкиваться с высоким уровнем выплат", - считает руководитель центра Алексей Зубец.

В каких же видах страхования эксперты ожидают снижения спроса?

В страховой компании "МАКС" предупреждают о грядущем сокращении объемов страхования в строительном секторе, хотя и отмечают, что эта проблема отразится на работе кэптивных "карманных" страховщиков, размещающих резервы в мелких банках, страховавших застройщиков.

"Объективно сокращается сегмент страхования различных вариаций финансовых рисков, комплексных продуктов, предусматривающих секции покрытия рисков приостановления деятельности и т.д.", - добавляет руководитель департамента Промышленной страховой группы "Основа" Михаил Терещенко.

Все эксперты сходятся во мнении, что в периоды экономических кризисов снижается спрос на долгосрочное страхование жизни, так как этот продукт основан на доверии к финансовой системе, а его-то как раз и нет.

Михаил Воронько не ждет особого спроса и на ДМС. "Сокращение расходов корпораций на формирование социального пакета снизит возможности роста рынка добровольного медицинского страхования. Также снижение темпов роста доходов населения окажет прямое влияние на рынок выездного туризма и соответственно на рынок страхования медицинских расходов граждан, выезжающих за рубеж", - говорит эксперт.

Примечательно, что трагических прогнозов страховщики не делают. По оценкам Центра стратегических исследований "Росгосстраха", в 2009 году премии на российском рынке вырастут не менее чем на 15%. Эта цифра, конечно, будет вдвое меньше роста за 2007 и 2008 годы, но хотя бы останется положительной. Каким же образом страховые компании будут смягчать последствия снижения спроса?

По мнению специалистов, в первую очередь страховщики должны уделять больше внимания развитию агентской сети, развитию каналов прямых продаж и расширению регионального присутствия. "Страховые компании должны более адекватно относиться к оценке рисков по всем направлениям своей деятельности как страховой, так и инвестиционной, исключить из бизнес-практики тарифный демпинг, диверсифицировать клиентский портфель и географию деятельности. Это обычные разумные меры и действия, которым должны следовать страховые компании при любых, не только кризисных, условиях", - заключает Михаил Воронько.