24.11.2008 04:00
    Поделиться

    Михаил Маргелов: Решения, принятые в Вашингтоне, это не просто технические меры

    После саммита "двадцатки" в Вашингтоне, наверное, любые широкие встречи лидеров стран будут, так или иначе, посвящены именно его результатам.

    Потому что решения, принятые в Вашингтоне, это не просто технические меры, которые только для кризисной ситуации и годятся.

    В итоговом документе, если угодно, речь идет пусть об умеренном, но все-таки реформировании мировой финансовой системы. И эта часть его содержания выстрадана новыми экономическими центрами, роль которых в существующих международных финансовых институтах явно занижена.

    Поскольку эти новые центры как раз и расположены в бассейне Тихого океана, участники саммита АТЭС в очередной раз заявили: МВФ и Всемирный банк нуждаются в реформах. Эти два учреждения ключевые в Бреттон-Вудской системе, которая предусматривает главенство старых центров экономической силы. Мнение саммита АТЭС, безусловно, влиятельно. В странах, которые участвуют в этой организации, проживают 40 процентов населения Земли, на их долю приходится порядка 60 процентов мирового ВВП и половина мировой торговли. И очень важно, что саммит поддержал основные антикризисные меры "двадцатки".

    Так, страны АТЭС не собираются создавать новых барьеров, которые ограничивали бы торговлю и потоки инвестиций. Участники разработали меры для раннего предупреждения кризисов. Но главное - договорились о создании в перспективе зоны свободной торговли в регионе. Главное потому, что вопрос о такой зоне обсуждался на многих конференциях АТЭС, но до сих пор оставался открытым. Причину эксперты видят в сильной экономической неравномерности участников организации, ведь среди этих участников, например, США и Япония вместе с Папуа-Новой Гвинеей и Брунеем. Это, так сказать, плоды неолиберальной глобализации в отдельно взятом регионе. Возможно, этот саммит - очередной шаг на пути превращения Азиатско-Тихоокеанского форума экономического сотрудничества (АТЭС) в Азиатско-Тихоокеанское экономическое сообщество. Пока что эксперты не считают АТЭС полноценным интеграционным объединением, по типу Евросоюза, а считают его совещательным клубом. Еще в середине 90-х годов этот клуб решил превратиться в зону свободной торговли, но решение не выполнил.

    Как бы там ни было, участники саммита в Лиме высказались за свободу торговли. Это отвечает рекомендациям "двадцатки". Поскольку в панике, вызванной кризисом, правительства определенной политической окраски могли бы действовать по здравому смыслу - не вытаскивать из финансовой пропасти частный капитал, а национализировать банки и предприятия. От кризиса это не спасет, а потом, когда он кончится, придется долго и необязательно успешно перестраивать экономику. В заявлении саммит АТЭС специально отметил, что излишний протекционизм от кризиса не спасет, а скорее усугубит ситуацию.

    На этом саммите я был в команде российского президента. Он, в частности, заявил, что кризис - следствие неравновесности финансовых рынков и недостатков экономической политики ряда стран. Как обычно, лидеры стран используют такого рода площадки для личных встреч. Дмитрий Медведев встречался с президентом США Джорджем Бушем и японским премьером Таро Асо. С американским президентом обсуждались проблемы борьбы с пиратством, планы российско-американского сотрудничества. Медведев предложил Бушу не прерывать личных контактов и после того, как в Белый дом войдет новый президент. С японским премьером шел разговор о пограничных проблемах, а также о поставках в Японию российской нефти и сжиженного газа.

    Сегодня Россия окружена большими экономическими пространствами. Это интегрированные организации Евросоюз и НАФТА, это и организационно-аморфный форум АТЭС. Действует много "союзов" на других континентах - в Африке и Латинской Америке. Эксперты считают, что к региональной интеграции понуждает глобализация - в одиночку в этом мире даже самым сильным странам экономически "выжить" непросто. И Россия заинтересована в экономическом сотрудничестве со всеми этими пространствами. Это отвечает ее официальному курсу на многосторонность внешней политики, которая подкрепляется экономическими интересами. И российские нефтяные маршруты в восточном направлении нужны не только для диверсификации экспорта, но и для укрепления роли страны на Дальнем Востоке и в АТЭС в целом. Потому что географически в своей восточной части Россия - тихоокеанская страна.

    Поделиться