Налоговые послабления для бизнеса, предложенные премьер-министром, активно обсуждаются в экспертном и предпринимательском сообществе. И, судя по всему, бизнес ждет от государства новых шагов, которые могут поддержать отечественные предприятия в условиях мирового финансового кризиса.
Как стало известно "РГ", в конце следующей недели эта тема будет обсуждаться на заседании президиума Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП).
Снижение налогов всегда поддерживает бизнес, сказал в беседе с корреспондентом "РГ" ректор Академии народного хозяйства Владимир Мау. И хорошо, что снижение ставки произошло именно по налогу на прибыль, а не по НДС, как предлагал бизнес, заметил Мау. По его мнению, для поддержки внутреннего спроса и повышения конкурентоспособности российских предприятий следует подумать об ослаблении курса рубля. Подешевевший рубль неплохо поддержал российских промышленников после кризиса 1998 года. Очевидное достоинство такой меры - полное отсутствие коррупционной составляющей, воздействие на все предприятия, а не выборочно. "Валютный курс не украдешь", - не без иронии заметил Мау.
Но задача сделать прозрачной и честной работу судов - это работа на несколько лет, продолжает исполнительный директор Ассоциации менеджеров Сергей Литовченко. Что же касается налогов, то сейчас оценить эффект этих мер сложно. Не исключено, что в условиях кризиса компании просто не получат прибыли и потому не смогут воспользоваться выданной преференцией. Но сам факт, что правительство рассматривает возможности снижения налогового бремени - это важное политическое решение, отмечает Литовченко.
По мнению другого эксперта, наиболее действенное предложение касается предоставления субсидий на покрытие процентных ставок по привлеченным кредитам и государственных гарантий по займам малому бизнесу. Но механизм надо распространить и на другие секторы экономики. Нынешний кризис - это прежде всего кризис доверия, поясняет Игорь Николаев из ФБК. Деньги никуда из экономики не делись, но из-за общей неопределенности они осели в банках, и те опасаются "делиться" средствами на межбанковском рынке с корпоративными заемщиками. Прорвать эти "тромбы" как раз могло бы предоставление госгарантий. Именно по этому пути пошли многие страны. Причем предоставление госгарантий не требует вливания в экономику огромных сумм.
Александр Мурычев, первый исполнительный вице-президент РСПП:
- Мы впервые услышали четкие, вполне конкретные предложения, связанные со стимулированием экономики через налоговое регулирование.
Это особенно важно, потому что признаки распространения нестабильности финансового рынка на реальный сектор уже проявляются. По последнему опросу, проведенному РСПП, уже сейчас около 50 процентов промышленных компаний намерены сократить объемы производства, 45 процентов перенесли на более поздний срок инвестиционные программы. Это тревожные цифры, которые говорят о нарастающих проблемах. Налоговые меры должны поддержать реальный сектор экономики, причем без избыточного госрегулирования.
Мы надеемся, что сохраняет свою актуальность и предложение бизнеса по снижению НДС.
Что сегодня еще волнует предпринимателей? Принятое ранее решение об увеличении ЕСН. Мы считаем, что его воплощение в жизнь хорошо бы отложить на некоторое время и срочно заняться реформированием страховой системы в России. Для работодателя это очень важное направление. Особенно сейчас, когда приходится снижать объемы производства и сокращать работников. Нам необходимо создать Фонд занятости, который был в России до 2002 года. То, что пособие по безработице будет повышено на 1,5 тысячи рублей в месяц, очень важное решение. Но это должен быть дополнительный ресурс для тех, кто потеряет работу. А главный - это страховка, которая поможет существенно возместить потерю заработка. Но при нынешней системе защиты от безработицы практически 90 процентов высвобождающихся работников будут рассчитывать только на пособие.
Мы понимаем, что государство, идя навстречу бизнесу, естественно, надеется на экономическое оживление. Пока я не могу сказать, что этих мер достаточно, чтобы нейтрализовать кризисный процесс. Очевидны проблемы с кредитованием. Те средства, которые были выданы, не дошли до производителей. К этому вопросу надо подходить системно и не забывать о региональных банках, которые напрямую связаны с кредитованием малого и среднего предпринимательства. Однако сейчас они не имеют доступа к беззалоговым аукционам.