Новости

24.11.2008 07:00
Рубрика: В мире

Дети капитана Флинта

Мировое сообщество оказалось не готово противостоять пиратам

Не успел Совбез ООН на прошлой неделе принять резолюцию об ужесточении санкций против морских пиратов, как США внесли проект новой резолюции, которая предполагает еще большие строгости по отношению к ним.

В свою очередь, европейцы уже назначили сроки операции по сопровождению торговых судов. А исламисты, которые контролируют юг Сомали, обещали расправиться с захватчиками супертанкера с саудовской нефтью за то, что они посягнули на "исламское судно". В общем, мировое сообщество отвлеклось от наблюдения за разрушением мировой экономики. В центре внимания оказались лихие сомалийские парни на резиновых моторках, которые плюнули на Конвенцию ООН по морскому праву, взяли за горло мировую торговлю и бросили вызов военно-морским силам крупнейших держав.

Мир долго демонстрировал феноменальную неготовность противостоять угрозе, которая год за годом приобретала планетарный характер. Наконец, на днях руководство крупнейшей в мире морской транспортной компании A. P. Moller-Maersk выступило с заявлением: из-за пиратства в районе Сомали маршруты прохождения судов будут изменены. Они пойдут в обход Африки, огибая мыс Доброй Надежды. И чаша терпения государств - мировых лидеров - переполнилась.

В последние два месяца флибустьеры резко активизировались. А всего за год зафиксировано 60 нападений пиратов, завершившихся их викторией. По данным Росморречфлота, в середине октября в плену у сомалийских пиратов находились 10 судов и более 200 моряков из разных стран. За них требуют десятки миллионов долларов выкупа. На днях флибустьеры попытались атаковать даже фрегат индийских ВМС. Катер нападавших был потоплен. Но где гарантия, что в следующий раз в распоряжении пиратов не окажется военный корабль? Захватили же они супертанкер Sirius Star с двумя миллионами баррелей саудовской нефти, предназначенной для США. Судно стоит около 150 миллионов долларов, еще 100 миллионов долларов - груз. В подобное тоже мало кто верил.

Хотя очень громкий звонок прозвенел еще в сентябре, когда в руках у флибустьеров оказалась украинская "Фаина". Но и тогда мировое сообщество не сорганизовалось, чтобы сообща дать отпор террористам. "Право первого хода" осталось за пиратами.

Теперь вопрос стоит ребром. Или "цивилизованный мир" сообща найдет эффективное решение пиратской проблемы, или "Черный Роджер" поставит на колени Европу, Азию и Америку. Впрочем, эксперты считают возможными и совершенно иные сценарии.

Что заваривают в заливе

Каждые сутки через Аденский залив проходит 240-250 судов торгового флота. Они перевозят, по данным разных источников, до трети всей добытой в мире нефти и 98 процентов азиатских товаров для Европы. Кстати, и весь чай, который мы пьем. Так что безопасность в этом регионе имеет планетарное значение.

Сейчас сотни торговых судов, как овцы, собираются на подходе к опасной зоне в ожидании, когда военные корабли отконвоируют их на другую сторону Суэцкого канала. Сутки простоя каждого обходятся в десятки и сотни тысяч долларов. Все больше капитанов предпочитают не соваться в опасную зону и выбирают путь в обход Африки, утверждает главный редактор "Морского бюллетеня" Михаил Войтенко. Он педантично ведет хронику пиратских нападений и считается главным российским экспертом по проблеме.

"Если все контейнеровозы с азиатскими ширпотребом, электроникой, автомобилями поплывут в обход Суэцкого канала, стоимость доставки резко вырастет", - утверждает Михаил Войтенко. "Обходная дорога" займет на 2-3 недели больше времени. И для доставки грузов в Европу просто не хватит всех имеющихся в мире судов. В результате, полагает эксперт, азиатские товары сразу подорожают. А через пару недель из-за перебоев в поставках начнется дефицит. При таком апокалиптическом развитии событий россияне тоже ощутят на себе масштаб пиратской проблемы.

Они молоды и сильны

В водах близ Сомали действует минимум 2-3 крупных пиратских синдиката с международными связями, рассказал корреспонденту "РГ" высокопоставленный эксперт, пожелавший сохранить инкогнито. Боевики - хорошо обученные и вооруженные люди с современными средствами связи. У них есть службы разведки в портах и они хорошо знают, какой груз следует на том или ином судне.

Сомалийское пиратство сравнительно молодо. Ему, по оценкам, пять, от силы семь лет. Морские разбойники активизировались в этих водах после того, как странам Азиатско-Тихоокеанского региона удалось подавить их на другом конце Индийского океана. В частности, в Малаккском проливе.

"Паллада" уходит от пиратов

О повадках разбойников свидетельствует капитан российского учебного парусника "Паллада" Николай Зорченко, которому удалось избежать захвата судна с юнгами на борту. По спутниковому телефону из Японского моря капитан рассказал корреспонденту "РГ", как удалось пройти Аденский залив этим летом.

На борту парусника было 195 человек - офицеры, курсанты в возрасте 17-19 лет и 18 юнг 13-15 лет. "Вот эти особенно рвались в бой, мечтали задержать пиратов голыми руками", - рассказал Николай Зорченко.

Не доходя 100 миль до Африки "Паллада" стала прижиматься к Аравии. Зорченко знал, что пираты обычно нападают во второй половине ночи, стараясь тайно пробираться на корабль.

"Это только кажется, что в море все видно. А там волна, там ночь, - объяснил капитан парусника. - Поэтому расчехлили прожекторы. Бдительно следили за радиолокатором. Поскольку борт у нас невысокий, установили круглосуточную вахту из курсантов под руководством офицеров. На палубе разложили пожарные шланги, линеметы, пиротехнику - словом, все подручные средства, которыми можно было бы обороняться..."

Когда "Паллада" уже прошла Аден, и Зорченко посчитал, что опасная зона позади, вахтенные в 4 утра заметили на радаре "две высокоскоростные цели". Они двигались со скоростью 35 узлов в час. "Мы стали работать прожекторами, вышли на связь и сообщили судам, находившимся поблизости, о возможном нападении", - рассказал капитан.

На радаре было отчетливо видно, как предполагаемые пираты описали дугу вокруг "Паллады" и ушли. А уже в 4.20 контейнеровоз, который находился невдалеке от российского судна, подал сигнал - атакован пиратами.

"Почему они не решились на нас напасть? Думаю, большую роль сыграло то, что мы показали пиратам: они обнаружены, фактор внезапности потерян, - полагает капитан Зорченко. Разбойники, по мнению экспертов, не слишком настойчивы, если за 15 минут им не удается овладеть добычей, они уходят. Зато берут свое массовостью попыток.

Лицензия на убийство

Михаил Войтенко и представитель Союза российских судовладельцев Вячеслав Заморенов убеждены, что пиратов невозможно разгромить, если не выдать военным морякам "лицензию на уничтожение". То есть позволить применять оружие по флибустьерским катерам при обнаружении без суда и следствия.

Напомним, что Совбез ООН еще этим летом принял резолюцию, которая разрешает военным судам применять силу против пиратов. Однако тут тоже не все просто. Во-первых, корреспонденту "РГ" известно, что отдельные судовладельцы ведут с сомалийскими бандами переговоры о выкупе захваченных моряков и неофициально просят военных не стрелять, опасаясь за жизнь заложников.

Во-вторых, профессора морского права рассказывают с телеэкрана, что пиратов можно "взять за жабры" только в тот момент, когда они совершают нападение. В остальное время крайне сложно довести суд над ними до какого-либо наказания. Даже для того, чтобы преследовать подозрительную лодку, нужны достаточные основания. А некоторые эксперты полагают, что международное законодательство так сложно, что нужно внятное решение Совбеза ООН, которое наделило бы военные суда правом открывать стрельбу по убегающим флибустьерам.

Очевидно, впрочем, что неформальные правовые моменты мешают мировому сообществу бороться с пиратством. В конце концов, когда американцам во время войны в другом заливе - Персидском потребовалось досматривать проходящие суда, они нашли решение. И досматривали, кого считали нужным.

О чем трубит Африканский Рог

Почему пираты активизировались именно в последние месяцы? Мнения экспертов на этот счет различны. Одни утверждают, что их воодушевила безнаказанность. Другие считают, что синдикаты просто укрепляются, усиливаются от захвата к захвату.

Есть мнение, что развитие пиратского промысла не обходится без влияния извне. Сомалийский шельф якобы, как губка, напитан нефтью. Однако начать добычу мешает политическая и военная нестабильность на Африканском Роге. Некоторые эксперты осторожно предполагают, что, возможно, американцы даже приплачивают сомалийцам, чтобы те довели ситуацию в регионе до точки кипения. В таком случае США намерены якобы получить разрешение ООН на вторжение в Сомали. И в результате взять под контроль не только серьезный источник углеводовродов, но и транспортный путь всемирного значения.

Впрочем, никаких доказательств этому, естественно, нет. С таким же успехом американцы могли бы утверждать, что это Россия "подогревает" пиратов, чтобы перевести грузопоток из Азии на Транссиб, планы развития которого РЖД не скрывает. А также проводить караваны торговых судов Северным морским путем, минуя Индийский океан. Эксперты утверждают, что в связи с потеплением климата это становится все более возможно.

Впрочем, прагматичные американцы не тратят время на взаимные обвинения. Они просто привели к Аденскому заливу почти весь свой пятый флот.

"Неустрашимый" боится одиночества

Все заинтересованные государства по отдельности, естественно, уже осознали масштаб угрозы. Как утверждает Михаил Войтенко, вблизи Африканского Рога собрались военные корабли минимум из десятка стран - США, Великобритании, Франции, Нидерландов, Испании, Италии, Дании, Индии, Малайзии. На подходе южнокорейский боевой флот.

С 26 октября в опасной зоне действует российский сторожевой корабль "Неустрашимый". Он получил задачу обеспечивать безопасность российских судов: минтранс обратился в российский Совет безопасности с просьбой использовать Военно-морской флот для патрулирования Суэцкого канала.

Глава Росморречфлота Александр Давыденко сообщил корреспонденту "РГ", что "судоходные компании заблаговременно представляют информацию о судах, нуждающихся в сопровождении военного корабля". Эта информация обобщается и направляется в главный штаб ВМФ, где принимается окончательное решение о формировании каравана торговых судов, а также определяется порядок их сопровождения.

Между прочим, из трех эпизодов, в ходе которых военным кораблям удалось отбить атаки пиратов на торговые суда, в двух участвовал наш "Неустрашимый". Флибустьеры бросились врассыпную после того, как в воздух поднялся палубный вертолет Ка-27.

Однако присутствие всей этой армады вблизи опасного сомалийского берега нисколько не ослабило активность пиратов. По мнению представителя Союза российских судовладельцев Вячеслава Заморенова, захваты продолжаются буквально на глазах военных моряков. Михаил Войтенко утверждает, что сомалийцы атакуют даже суда, следующие в караванах. Военный корабль бегает вокруг десятка идущих в кильватере судов, как овчарка. Пираты дожидаются, когда он окажется на максимальном расстоянии от выбранной жертвы, и налетают с разных сторон на резиновых лодках с мощными японскими моторами. Операция занимает 10-15 минут. В случае неудачи захватчики спасаются бегством. Правда, пресс-секретарь российского Военно-морского флота Игорь Дыгало утверждает, что ему не известно о случаях нападения на караваны.

Но, так или иначе, пиратство живет и развивается под носом у военных кораблей. Михаил Войтенко считает, что так будет до тех пор, пока адмиралы разных стран не договорятся между собой о координации и взаимодействии. Сейчас, по его мнению, у берегов Сомали "творится редкий бардак". Силы НАТО действуют отдельно от сил коалиции. Пятый флот США координирует свои действия с НАТО, с коалицией, а также принимает самостоятельные решения. В пресс-службе ВМФ лаконично напоминают о совместном отражении нападения "Неустрашимым" и подданными британской королевы.

Однако факт: никакого единого общемирового мандата на борьбу с сомалийскими пиратами у флотов разных стран пока нет.

эксперт

Леонид Ивашов,  президент Академии геополитических проблем, генерал-полковник:

- То, что делается сегодня по линии ООН и различными государствами, в целом правильно. Однако говорить об эффективности предпринятых шагов пока не приходится. Это не система, а нужно создавать нечто системное. Причем поделив сферы ответственности. Пусть кто-то занимается замораживанием счетов пиратских пособников и финансовым мониторингом, а военно-штабной комитет ООН планирует морскую операцию для обеспечения безопасности судоходства. Нужно единое командование, единый замысел и координированные усилия флотов. Тем более что по уставу ООН каждый ее член обязан предоставить соответствующие силы и средства.

С военной точки зрения использование для борьбы с пиратами больших военных кораблей неразумно. Крейсеры и эсминцы не слишком подвижны, маневренны и быстроходны. Там нужны другие средства. Например, легкие катера, вроде тех, что сегодня используют наши пограничники.

Есть такой йеменский остров - Сокотра. В советские времена там был пункт материально-технического обеспечения нашего ВМФ. Если на этот остров посадить вертолетную эскадрилью, подразделения спецназа и устроить стоянку катеров, то можно было бы быстро реагировать на пиратские вылазки.

Кроме того, стоит включать в судовые команды вооруженную охрану и громко заявлять об этом. Чтобы пираты знали. Обширного арсенала не потребуется, хватит пары мощных гранатометов, способных поразить корабли нападающих, и стрелковое оружие.

Ну а в целом нужно что-то делать с Сомали. Ведь Сомали полностью лишено государственности, представляет собой сплошную зону конфликта, хаоса и неуправляемости. Даже если удастся победить пиратство, а порядок в самом Сомали не будет наведен, возникнут другие криминальные схемы: торговля наркотиками и оружием.

Американцы вроде бы контролируют Персидский залив, вход в Суэцкий канал. А возле побережья Сомали они то ли стесняются действовать активно, поскольку не имеют международных полномочий, то ли видят какой-то политический и экономический интерес. Ведь до сих пор ни одно американское судно не попало в плен к пиратам.

история

Откуда взялись пираты в XXI веке? Этот вопрос первым приходит на ум, когда слышишь о захвате очередного судна в Аденском заливе. Однако, если разобраться, поставлен он не совсем корректно. Сомали, родина новоявленных морских разбойников, сейчас живет вовсе не в третьем тысячелетии. Происходящее там больше напоминает эпоху феодализма.

Строго говоря, государство Сомали, или Сомалийская Республика, в настоящее время существует только на бумаге. Все атрибуты государственности там отсутствуют. У Сомали нет ни единой валюты, ни других признаков централизованной власти. Правда, есть законное правительство, президент и даже парламент. Но проблема в том, что за пределами столицы Могадишо их полномочия никто не признает.

Начиная с 1991 года, когда повстанцы свергли президента Мохаммеда Сиада Баррре, в стране царит полный хаос. Сомали распалось на множество лоскутков, контролируемых враждующими между собой полевыми командирами. Северная часть страны провозгласила свою независимость как республика Сомалиленд. Позднее ее примеру последовали другие регионы, которые образовали собственные непризнанные государства, - Пунтленд, Галмудуг, Маахир и Нортланд.

Период относительной стабильности наступил в Сомали при Союзе исламских судов - неустойчивом альянсе духовных деятелей, вооруженных сил и бизнесменов, который в 2006 году на полгода оттеснил от власти полевых командиров. Краткий период спокойствия завершился вторжением вооруженных сил Эфиопии. С молчаливого одобрения США армия этой страны восстановила временное правительство. После этого повстанческая деятельность исламистов вынудила Эфиопию вывести войска. Местная администрация обратилась к Африканскому союзу и миротворцам ООН с просьбой заполнить образовавшийся вакуум.

Переходное правительство Сомали было сформировано при содействии ООН в 2004 году, однако оно так и не смогло установить контроль над территорией государства, которое уже 17 лет находится в состоянии гражданской войны. В данный момент государство возглавляют президент Абдуллахи Юсуф Ахмед и премьер-министр Нур Хасан Хусейн, избранные Переходным национальным парламентом. Фактически им подчиняется только столица и ее окрестности, но даже на эти территории периодически покушаются повстанцы. В условиях фактического безвластия многие районы страны оказались под контролем бандитских и экстремистских группировок, а большая часть акватории вдоль сомалийского побережья - самого протяженного в Африке - превратилась в пиратскую зону.

В результате в регион за легкой наживой устремились не только местные охотники за удачей, но и бандиты из соседних Йемена и Нигерии. Впрочем, эксперты не исключают, что под боком у них уже похищают суда и боевики из различных террористических организаций. И пока крупнейшие страны мира одна за другой принимают решение отправить в Аденский залив свои военные корабли, пираты продолжают терроризировать торговые суда. Причем их активность только усиливается.

Премьер-министр Сомали Нур Хасан Хусейн уверен, что для борьбы с пиратством одних лишь военно-морских сил недостаточно. "Тот факт, что это происходит, конечно, частично является следствием продолжающейся уже много лет гражданской войны в Сомали, неразвитости законодательной системы, повальной бедности населения и присутствия исламистов", - заявил Хусейн.

опыт

Дважды в этом году сомалийские пираты захватывали французские корабли и дважды получали по зубам.

"Мы доказали на деле, что преступление не такое уж доходное дело",- заявил президент Франции Николя Саркози сразу после операции "Талатин" по освобождению 30 человек, находившихся на яхте "Понант". 88-метровый трехмачтовый парусник был взят на абордаж сомалийскими пиратами в начале апреля этого года в Аденском заливе. Как водится, те потребовали выкуп. Пока владелица яхты, марсельская компания СМА-СGМ, вела переговоры, французы стали подтягивать к берегам Сомали свои боевые корабли. Надо сказать, что большим подспорьем для них в этом районе является крупная военная база в Джибути, территории, которая в прошлом была французской колонией.

Так вот в течение недели пираты перегоняли "Понант" на юг в портовый городок Эйль, а за ними по пятам следовали четыре французских корабля. Причем за это время на их борт были доставлены сорок морпехов-спецназовцев, а также десять элитных бойцов из подразделения по борьбе с террористами. Кстати, многие из них, включая начальство, воспользовались для этого парашютами.

Когда владельцы "Понанта" и сомалийцы договорились о сумме выкупа, яхта уже стояла на рейде Эйля. Как только пираты получили два миллиона долларов, они покинули "Понант". Именно в тот самый момент началась операция "Талатин". К этому моменту район уже "прощупывали" французские самолеты-разведчики "Атлантик II".Они и вывели базировавшиеся на кораблях четыре вертолета ВМС "Алуэтт" и "Пантеры" со спецназом на машину с пиратами.

Понятно, что их внедорожник французы могли разнести в клочья ракетой "воздух-земля", но они решили действовать иначе. Воспользовались снайперской винтовкой "МакМиллан", калибр 12,7 мм. Снайперу было достаточно выпустить пару пуль в капот автомобиля, чтобы его мотор превратился в груду металла. Пираты пытались скрыться на своих двоих, но были скручены французскими коммандос.

Итог "Талатина": все заложники были освобождены, шестеро бандитов арестованы и доставлены позже в Париж, где позднее приговорены к пожизненному заключению, часть денег, что обнаружили во внедорожнике, возвращена владельцам "Понанта", и участники операции получили награды за отвагу.

Совершенно по иному сценарию развивались события пять месяцев спустя, когда сомалийские флибустьеры подняли руку на другую французскую яхту. 16-метровую "Четверку тузов" семейная пара - Жан-Ив и Бернардетт Делан - перегоняла к родным берегам с Сейшельских островов. 2 сентября в Индийском океане в нескольких сотнях от Африканского рога они столкнулись с быстроходными катерами сомалийских пиратов. Правда, успели послать сигнал тревоги, который перехватили на французской военной базе в Джибути.

К этому времени в кишащий флибустьерами регион Париж уже направил современный фрегат "Курбе", одной из боевых задач которого была охрана мирных кораблей и борьба с пиратами. В отличие от апрельской истории требование сомалийцев о выкупе (кстати, речь шла также о двух миллионах долларов) было встречено отказом. Переговоры по этому поводу вообще не велись. "Курбе" просто следовал за "Четверкой тузов" по пятам и готовился к часу "Ч".

Он наступил в ночь с 15 на 16 сентября. Все заняло, как рассказывала чета Делан, "буквально десять минут". Хотя детали этой операции военные не разглашают, давая понять, что "эта методика еще может пригодиться", стало известно, что в ней участвовали три десятка бойцов из элитного подразделения ВМФ "Юбер". Эти коммандос с большим опытом боевых действий как на морях, так и в его глубинах подобрались к яхте с помощью двухместных мини-субмарин. Одновременно с этим фрегатом был предпринят отвлекающий маневр, а также послан десант на быстроходных катерах-"зодиаках".

На борту "Четверки тузов" находились семеро сомалийцев, вооруженных автоматами АКМ и гранатометами. На этот раз французы не стали церемониться с бандитами. В ходе короткой схватки один флибустьер был убит, остальных спецназовцы повязали.

Николя Саркози, который как и в предыдущем случае, лично следил за операцией и отдал приказ о ее начале, назвал действия военных "блестящими". Он также предупредил флибустьеров, что сходная участь постигнет всех, кто позарится на корабли с французскими гражданами на борту, и призвал международное сообщество дать совместный отпор пиратам.

В мире Африка Сомали Международные организации ООН Совет Безопасности ООН Нападения пиратов
Добавьте RG.RU 
в избранные источники