Российские ученые предлагают создать закон о национальной безопасности

С парадоксальной ситуацией столкнулись те, кому по долгу службы положено воплощать в жизнь Концепцию национальной безопасности России. То есть разрабатывать стратегию этой безопасности, учитывать пресловутый "текущий момент". Как это было, например, в августе, во время грузинской агрессии против Южной Осетии.

Оказывается, до сих пор нет единой точки зрения на, казалось бы, элементарный и ключевой вопрос, что же такое "национальная безопасность". Самое главное, нет закона, в котором четко и недвусмысленно, буквально "по полочкам" было бы разъяснено и сформулировано это понятие. И пока такой закон не появится, будут продолжаться споры как о самой концепции, так и практике ее применения. Понятно, что от возможных разночтений и путаницы в элементарных терминах защита интересов России и ее граждан вряд ли выиграет.

Кто сумеет расставить все точки над "i", причем не только в терминологии, но и многих других вопросах и проблемах безопасности - политики, чиновники, военные? Безусловно, они обязаны сказать свое веское слово. Но главная роль все же должна принадлежать ученым. К такому выводу пришли единомышленники в ученом сообществе и создали некоммерческую организацию - Фонд содействия научным исследованиям проблем безопасности "Наука-ХХI".

Впрочем, люди, создавшие фонд, - не философы-теоретики. Они обладают значительным опытом организаторской и научной деятельности, в большинстве своем имеют за плечами не один десяток лет военной службы.

Здесь изнутри знают проблемы научной деятельности в сфере безопасности, способны привлечь и административные, и человеческие ресурсы бизнеса. Сотрудниками фонда стали 6 докторов и 17 кандидатов наук по различным научным специальностям. Фонд тесно сотрудничает с Академией военных наук, Клубом военачальников РФ, Военным университетом. Он поддерживает научные издания, в том числе периодические, организует вручение премий и грантов военным ученым, поддерживает ветеранов. Важная сфера - это работа с органами законодательной и исполнительной власти всех уровней, чтобы все научные разработки и изыскания не оказались пустыми разговорами, а получили практическое применение в законах, правительственных решениях, наконец, в государственной стратегии.

Именно такой, практический уклон и получил первый "круглый стол", проведенный фондом. Стратегию национальной безопасности России в новом столетии кроме ученых и военных обсуждали в Клубе военачальников представители Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, депутаты Госдумы, представители аппарата Совбеза. С одной стороны, разговор был вроде бы неправительственный, с другой - в нем участвовали люди, принимающие участие в организации принятия государственных решений.

На "круглом столе" пришли к выводу, что Концепция национальной безопасности, которой вот-вот уже исполнится девять лет, мягко говоря, требует разъяснений. Каждый из тринадцати пунктов этого документа заключает в себе десятки частных задач, к решению многих из которых специалисты еще и не приступали. А наши "заклятые друзья" внимательно наблюдают за этими процессами, при первой возможности стремясь использовать "слабые места" России. Такая попытка, кстати, и произошла во время бандитского нападения грузинских войск на Цхинвал. Поэтому архитектуру безопасности и нашей страны, и всего современного мира надо, безусловно, корректировать. Причем не по наитию или в силу сиюминутных потребностей, а на основе серьезного научного анализа.