Жизнь в эфире проистекает на фоне воспоминаний о достойных юбилярах. На минувшей неделе широко отмечали круглые даты двух замечательных артистов - покойного Михаила Глузского и здравствующего Алексея Баталова. Но затмить на телеэкране фигуру вечно харизматичного Владимира Жириновского, как мне показалось, не удалось никому. И не могу представить, какому таланту этот подвиг под силу.
Жанровый кризис
Вице-спикера было на экране как никогда много. И явно не по причине его законодательной и иной политической активности, поскольку собственной персоной возникал он исключительно на увеселительных телемероприятих. Началось все с "Минуты славы", где он в позапрошлое воскресенье составил пару Александру Цекало. Продолжилось на субботнем шоу "Звездный лед", где он комиковал уже в паре с Максимом Галкиным. А между этими двумя бенефисами Владимир Вольфович был взят в оборот Оксаной Пушкиной, под пристальным, но вполне сочувственным "Женским взглядом" которой поведал о своей трудной судьбе. Я бы не удивился, если бы увидел это "имя России" в "Хороших шутках" на СТС. Но пока не увидел.
Надо заметить, любовь ВВ к ТВ глубока, непреходяща, а главное, взаимна. Она обостряется всякий раз, когда какая-либо из сторон испытывает что-то вроде "кризиса жанра". А уж когда обе они в него впадают, то бедствие приобретает общенациональный характер.
Жириновский, похоже, и сам чувствует свою исчерпанность на политической сцене. Этот либерал-демократ уже никому не интересен ни в качестве конкурента, ни в роли инструмента. Ни левым - свечка, ни правым - кочерга. Так... декоративная подробность в интерьере вялотекущей повседневности.
Что же касается ТВ, то его отношение к ВВ двойственно. В ток-шоу ему уже давно телевизионщики подыскали адекватную замену в лице Проханова и Веллера. А вот сугубо досужее ТВ по-прежнему неравнодушно к нему. Тем более что оно испытывает трудности с развлекательными технологиями.
Новейшие из них типа ледовых и тропических экстримов ("Звездный лед", "Ледниковый период" и "Последний герой"), как показывают рейтинги, все чаще дают сбои. Потому приходится прибегать к старым испытанным средствам. То есть "впрыскивать" в глянцевые зрелища концентрированную дозу скандальности, которая навеки связана с именами Жириновского и в последнее время - Собчак. Что мы и наблюдаем в последнее время. Жириновский своим карикатурным патриотизмом сначала оживил концерт художественной самодеятельности под названием "Минута славы", затем взбодрил сильно подтаявший интерес к фигурной самодеятельности на льду.
Ну а Собчак... Она и в тропиках - Собчак.
Умно
В одной респектабельной газете я прочел, что "Последний герой", конечно же, развлекательное действо, но умное развлекательное действо, в чем мы сразу и убедились, наблюдая, как робинзоны, напрягая свои интеллектуальные способности, занимались фигурным валянием в грязи. Старались не зря. Им за это Ксения Собчак налила какой-то шипучки. Потом они пыхтели, буксируя плот. За это им в награду досталось некоторое количество бигмаков... от сбежавших в панике "туристов".
Драматургия кнута и пряника в действии. Была и кульминация вечера: аутсайдеры отправили домой мать-одиночку к своим неизвестно на кого оставленным малышам. Это было и гуманно, и опять же умно.
Блондинка-ведущая местами снисходительно сострадала соискателям клада, местами смотрелась надмирной посланницей небес. На ее отрешенном лице было написано: ползаете на брюхе по навозным топям за тремя миллионами - так это ваш выбор.
Непонятно, почему это интеллектуальное зрелище называется еще и "реалити-шоу"? Что в нем от реальности? Набор эффектных стыков. Это как вместо репортажа с футбольной арены нам предложили бы посмотреть набор острых моментов.
Само повествование отмонтировано, замонтировано и сшито на живую нитку закадровым текстом. Соревновательная составляющая - на нуле. По крайней мере для зрителей. Как можно уследить за ходом борьбы на футбольном поле, если все игроки гоняют мяч в одной форме? Они пыхтят и неровно дышат, а мы-то здесь при чем? В тараканьих бегах чисто спортивного интереса больше.
А вот что касается азарта, то здесь пальму первенства, пожалуй, надо отдать проекту "Имя Россия".
Вождю припомнили все
Баллотировался Ленин. Защитительную речь держал Зюганов (я не знал, что он философ), которого поддержал Варенников. Остальные 10 присяжных заседателей были против. И довольно категорически. И, более того, аргументированно. Вождю все припомнили, за исключением пустяка.
"Пустяком" было зверское убиение царя и его детей. Особенно важно было напомнить о нем в виду того, что крупный лидер коммунистов в своей пламенной речи поставил в заслугу Ленину то обстоятельство, что не он, Ленин, а Керенский арестовал монаршью семью. Это, конечно, полагает господин Зюганов, сильно смягчает вину его доверителя.
Вообще надо отдать должное участникам дискуссии: портрет претендента на "Имя Россия" вышел выразительным. В глазах вождя столько кровавых мальчиков и девочек уместилось... С ума можно и нужно было сойти. Но он не сошел. Просто "с третьего щелчка (инсульта) вышибло ум у старика". И что от него осталось? См. фильм Александра Сокурова "Телец" - из него следует, что немного.
Одно достоинство от вечно живого Ленина никто из участников шоу не смог отнять. И никому не дано отнять - он был бескорыстен. И не только в одежде, в быту. Он был бескорыстен в массовых казнях. И убивал он без сладострастия. То есть не как товарищ Сталин.
Он был бескорыстным убийцей.
"Бескорыстный убийца" - так называется одна из пьес Эжена Ионеско.
Самый бескорыстный убийца на свете по Ионеско - это смерть.
Так вышло и по версии проекта "Имя Россия": Ленин хотя и убийца, но не личной выгоды ради...
Как-то все перепуталось... Может, Ленина назначить "последним героем", а Жириновского кооптировать в проект "Имя Россия"?
***
Опять порадовала пародийная программа "Большая разница". Два сюжета я бы в ней выделил. Тот, что передразнил "Время". И тот, который оказался кривым зеркалом для фильма Никиты Михалкова "12". А заодно и для проекта "Имя Россия".
Первый - обнажил пустоту и бессодержательность главной информационной программы. Второй - задел за живое самые амбициозные проекты сезона.
Я по-хорошему позавидовал пародистам: они доходчивее меня донесли до телезрителя мои претензии.