Подсчитано: на преодоление финансового кризиса ведущие экономики мира уже затратили более 9,4 триллиона долларов (данные на 10 ноября), что составляет 15 процентов мирового ВВП. Затраты России - 6 триллионов рублей, или 13,9 процента ВВП.
В целом разброс расходов по странам необычайно велик - от одного процента (Австралия, Дания) до 225 процентов к ВВП (Ирландия). Все зависит от конкретных обстоятельств.
По мнению Игоря Николаева, директора департамента стратегического анализа ФБК, озвучившего эти цифры на очередном заседании экономического клуба, главной причиной мирового кризиса стала глобальная перекапитализация фондовых рынков как развитых, так и развивающихся стран. Более того, уже очевидно, что финансовый кризис перерастает в масштабный экономический с похожими следствиями и проблемами у всех государств. При этом наблюдаются глобальное отсутствие доверия между контрагентами и широкое распространение принципа накопления запасов наличности, о чем заявляют и эксперты МВФ.
В России кризис не оценивается как кризис доверия. Однако капиталоемкость ВВП России, по данным Николаева, достигшая 116 процентов, и мировая капиталоемкость ВВП - 120 процентов - говорят о единой по характеру проблеме. Отсюда следует, что и выход из кризиса во многом зависит от единой стратегии борьбы с ним.
Однако единой стратегии нет. В Великобритании, США, Германии, Японии основным инструментом стали госгарантии под выделяемые государством финансовые средства контрагентам. В России основной ход - капитализация или, иначе говоря, прямое финансирование банков. При том, что остатки средств на корреспондентских счетах кредитных организаций из месяца в месяц растут. В ноябре 2008 года они составляли уже около 600 миллиардов рублей. Стоит обратить внимание и на величину активов и собственных средств (капитала) кредитных организаций в 2008 году, которые также увеличиваются и не являются проблемными, утверждают эксперты ФБК.
Гарантии, страхование, обеспечение - основные механизмы в борьбе с финансовым кризисом за рубежом. В Германии объем государственных гарантий по долгам финансовых институтов определен в 400 миллиардов евро. Кроме того, еще 20 миллиардов евро резервируется, в том числе для гарантий по страхованию депозитов частных лиц. В России они пока вне поля зрения властей.
В Великобритании сумма гарантий для банков, участвующих в схеме рекапитализации, определена в 250 миллиардов фунтов стерлингов. Банки также могут получить гарантии правительства по любым необеспеченным долгам сроком погашения до трех лет.
Во Франции выделено 350 миллиардов евро на гарантии по межбанковскому кредитованию. Австрийское правительство на эти же цели наметило направить 75 миллиардов евро.
Как видим, в России совершенно другие принципы преодоления финансового кризиса. Одна из нефинансовых мер, предпринимаемых государством, - введение в банковские структуры комиссаров, которые будут отслеживать использование полученных средств, - согласитесь, повеяло чем-то знакомым...
Ответственность и контроль, безусловно, важная составляющая преодоления мирового кризиса. Американская программа помощи проблемным активам (TARP) указывает, что необходимо ограничить вознаграждения и выплаты отступных высшему управленческому персоналу, возвратить ранее выплаченные бонусы, если таковые будут признаны ошибочными, сократить налоговые льготы. В Германии рекапитализация банков предусматривает соблюдение требований к вознаграждению менеджеров, к стратегии ведения бизнеса, прекращение выплаты дивидендов акционерам. Более того, МВФ предупредил о существовании и такого риска. По его мнению, компании, выдвинувшие слабые активы на продажу государству, могут выиграть и обогатиться по сравнению с честно работавшими структурами, чьи активы обладают приемлемым качеством. В России об ответственности менеджеров за создание проблемных активов пока ничего не слышно.
В сентябре 2008 года Россия также начала реализацию масштабных мер финансовой поддержки субъектов экономики в связи с финансовым кризисом. Результаты аукционов, проводимых минфином, свидетельствуют о том, что в период с 16 сентября по 31 октября банки получили временно свободные федеральные средства на сумму 1 триллион 210 миллиардов рублей.
Очень оперативно, всего за десять дней, был принят и подписан Федеральный закон от 13 октября 2008 года "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации". Он позволил ЦБ разместить во Внешэкономбанке депозиты из международных резервов на общую сумму не более 50 миллиардов долларов США сроком на один год по ставке LIBOR+1 процент. Из этих средств ВЭБ должен предоставить организациям кредиты для рефинансирования внешних долгов, возникших до 25 сентября 2008 года. Кредиты ВЭБ выдает сроком на один год под минимальную ставку LIBOR+5 процентов.
Не буду перечислять все. Отмечу главное: нынешние миллиарды не последние, что уйдут на преодоление финансового кризиса, который, по оценке аналитиков, продлится еще как минимум два-три года. И понятно, что в разряд первоочередных выдвигается задача контроля за использованием этих колоссальных средств.