Вчера Федеральная антимонопольная служба на заседании экспертного совета была вынуждена припугнуть производителей и продавцов лекарств: если они не будут проявлять инициативу в борьбе с фальшивыми медикаментами, государству придется устанавливать новые правила игры.
Разговор принял такой оборот после того, как начальник управления Росздравнадзора Валентина Косенко сообщила, что ведомство выявляет большое число фальсифицированных лекарств и препаратов, произведенных из неизвестных или поддельных субстанций.
Только с начала этого года обнаружено 162 серии фальшивых субстанций и 1094 серии сделанных из них лекарств. Все это изъято из оборота. В среднем, по данным Росздравнадзора, 0,1 процента от всех серий лекарств - фальшивки. (Кстати, по данным МВД, цифра куда выше - поддельные медикаменты составляют 10-15 процентов от объема фармакологического рынка страны, или 200-300 миллионов долларов).
Как бы там ни было, одним из основных органов, призванных следить за качеством лекарств в России, является Росздравнадзор, однако ведомство не имеет права самостоятельно наказать нарушителей. По факту выявленных фальсификатов оно передает дело в правоохранительные органы. Служители Фемиды накладывают на виновных штрафы - по 30-40 тысяч рублей, как позволяет законодательство. И все повторяется.
"Мы составили список трейдеров, поставляющих фальсифицированные субстанции в Россию и, скорее всего, в другие страны. Ознакомили с ним российских фармацевтов, передали его в Евросоюз. И что вы думаете? Никто в нашей стране не прервал деловых отношений с недобросовестными поставщиками!", - рассказывает Валентина Косенко.
Чтобы навести порядок в этой сфере, был подготовлен законопроект, усиливающий ответственность за производство и распространение фальсифицированных лекарств. Проект находится на рассмотрении в Госдуме, и пока не известны детали, однако в Росздравнадзоре говорят, что речь идет о введении уголовной ответственности.
В свою очередь представители ФАС отметили, что если продавцы лекарств не будут проявлять активность и не включатся в борьбу против фальшивок, антимонопольщики будут выступать за расширение полномочий Росзравнадзора и значительное увеличение штрафов. Как продавцы могут бороться с фальсификатом? Во-первых, по мнению ФАС, они могли бы писать заявления в службу с жалобами на своих конкурентов, если подозревают последних в распространении некачественной продукции и, соответственно, в ненадлежащей конкуренции. (Штрафы от ФАС смогут быть в десятки, даже сотни раз выше, чем "росздравнадзоровские", а значит, они более эффективны, полагают эксперты.) Во-вторых, у них еще есть время внести свои предложения по снижению административных барьеров и увеличению эффективности борьбы с фальшивками.
Тем временем вчера министр промышленности и торговли России Виктор Христенко в ходе визита в Германию провел серию рабочих встреч с руководителями ведущих мировых фармацевтических компаний, призвав их к более активному участию в проектах на территории России. Он напомнил, что в нашей стране разрабатывается стратегия развития фармацевтической отрасли до 2020 года. "Мы в своей стратегии рассчитываем на производство инновационных фармацевтических препаратов". По словам министра, Россия рассчитывает наладить производство всего цикла фармацевтической продукции: от разработки новых молекул до конечных лекарственных форм. "Сегодня на нашем рынке в денежном выражении 80 процентов - это импорт и 20 процентов - собственное производство. К 2020 году мы предполагаем довести это соотношение до ситуации 50 на 50", - подчеркнул Виктор Христенко.