Российский бизнес наконец дождался налоговых послаблений. Событием недели стали объявленные премьером Владимиром Путиным грядущие изменения в налоговой сфере. Премьер предложил, во-первых, разрешить регионам снижать ставку единого налога при использовании "упрощенки" с 15 до 5 процентов.
Во-вторых, с 1 января 2009 года снизить ставку налога на прибыль на 4 процента за счет федеральной части этого налога (поправка уже одобрена Госдумой во втором чтении). В-третьих, налоговым службам уменьшить сроки возврата НДС. Кроме того, амортизационная премия (отнесение на расходы в текущем налоговом периоде части первоначальной стоимости основных средств) будет увеличена с нынешних 10 процентов до 30 процентов не с 2010 года, как планировалось ранее, а с 2009 года. Еще одно изменение касается граждан: в два раза - до двух миллионов рублей возрастает сумма имущественного налогового вычета. Соответствующие законопроекты Госдума уже успела принять в трех чтениях одновременно.
"Российская бизнес-газета" обратилась к экспертам с просьбой оценить стимулирующее воздействие этих мер с точки зрения бизнеса.
Дмитрий Черник, президент Палаты налоговых консультантов:
- В период кризиса надо делать, к сожалению, две противоречащие друг другу вещи одновременно: во-первых, снижать налоги, а во-вторых, увеличивать расходы государства. И в этих действиях следует соблюдать гармонию. С тем, что предлагает Владимир Путин, безусловно, можно согласиться. И в первую очередь с тем, что необходимо провести работу по уменьшению сроков возврата НДС. С этим большая проблема, причем искусственно раздутая у нас в России. И когда премьер-министр говорит, что нужно сокращать сроки возврата НДС, то голосовать за это нужно двумя руками "за".
Но вот чего в этих мерах не просматривается.
Конечно, снизить налог на прибыль нужно. Но мне кажется, что дело даже не в том, чтобы его уменьшить. Кому его надо снижать? Я напомню вам, кому снизила налог 25-я глава Налогового кодекса. Людям инициативным ничего снижено не было, а вот людям, которые выживали и жили сегодняшним днем, тем налог, конечно, снизили очень здорово. Поэтому, на мой взгляд, сегодня речь идет не об огульном снижении налога, а стоит вопрос о возврате инвестиционной льготы. Тогда налог на прибыль станет действительно инструментом регулирования.
Если мы просто всем подряд будем снижать налог на прибыль, наверное, это какую-то пользу принесет, но ведь главная задача - развитие и стимулирование производства. Вот в чем регулирующая роль налога. Толкать производство вперед, а это особенно важно в условиях, когда в стране становится сложно получить кредит. Мобилизовать не вообще получение прибыли, конечно, пусть предприятия прибыль получают, и слава богу, но главное - мобилизовать эту прибыль для развития производства. Вот это вопрос, который, на мой взгляд, представляется важнейшим. И его решение - возвращение инвестиционной льготы в том виде, к котором она когда-то была.
И второй аспект - малый бизнес. Предлагаемые меры, например, разрешить регионам снижать налог, - меры правильные. Но когда мы говорим о малом бизнесе, то речь идет не о местных органах, и не о налогах как таковых. Должна быть разработана комплексная программа - не местная, а государственная - поддержки малого бизнеса в условиях кризиса. Сегодня малый бизнес душат не налоги. Они к налогам уже давным-давно приспособились. Есть упрощенная система налогообложения, есть единый налог на вмененный доход, есть патентная система налогообложения. По налогам уже много проблем решено для малого бизнеса.
При этом непрерывно растет арендная плата. Прав у малого бизнеса на занимаемые помещения никаких нет. В любой момент здание, которое он занимает, могут или продать, или снести, или еще что-нибудь придумать. Если говорить о малом бизнесе в торговле, который вообще-то обеспечивает всю нашу страну товарами, начиная от киви и ананасов и заканчивая костюмами и дубленками, то для этой категории малых предпринимателей надо упрощать таможенные пошлины, а в последнее время их напротив все время усложняли.
Я не буду повторяться насчет проверок, потому что некоторое время назад Владимир Путин резко поставил вопрос об их сокращении.
Вот проблемы первые и главные. Арендные платежи - раз, тарифы на все: электроэнергию, свет, тепло, газ и так далее - это два. В-третьих, стабильность нахождения в тех помещениях, в которых малые предприниматели находятся, упрощение таможенных правил плюс возможность получения длительных кредитов. Вот проблемы малого бизнеса. А не в том, чтобы чуть-чуть снизить для них налог.
Андрей Приходько, руководитель департамента налогового и финансового консалтинга "Интерком-Аудит":
- Мероприятия по снижению налогового бремени могут помочь в какой-то мере бизнесу, но только отчасти. Касаясь снижения ставки налога на прибыль и мер по возврату НДС - эти меры коснутся лишь плательщиков этих налогов. Малый бизнес, который применяет специальные налоговые режимы, так и останется без "заботы" государства. Что касается озвученных мер по увеличению имущественного вычета по НДФЛ, то эта мера бизнеса вообще не касается. В условиях кризиса правительству нужно осуществлять более дей ственные меры по поддержке экономики, не забывая о представителях малого бизнеса.
Михаил Орлов, председатель комитета по учету и налоговому администрированию "ОПОРЫ РОССИИ":
- Безусловно, это помощь реальная, и любое снижение налогового бремени будет плюсом для бизнеса. Но, на мой взгляд, могли быть приняты более эффективные меры, причем не связанные с теми потерями, которые предполагает сейчас внедрение этого путинского проекта.
Снижение налога на прибыль до 20 процентов, конечно, это очень хорошо и, безусловно, будет стимулировать приток инвестиций, кроме того, налогоплательщики более эффективно смогут использовать свои средства, сохранив деньги в обороте.
С другой стороны, право, данное регионам, снижать налог аж до 5 процентов - это не более чем лозунг с учетом того, что регионы, конечно, этим правом воспользоваться не смогут, вернее, не захотят, поскольку у них хронический дефицит бюджетов, и налог на прибыль - это естественный источник. Понятно, что никто от него отказываться не будет. По крайней мере, сегодняшним правом, которое предусмотрено законодательством, о возможности снижения налога на прибыль воспользовались, по-моему, два региона. Поэтому скорее всего это стоит воспринимать только как как лозунг.