25.11.2008 04:46
    Поделиться

    Алла Васильева: Ростовская область занимает третье место в России по количеству усыновлений

    Уполномоченных по правам ребенка в школах выберут сами ученики

    Год назад Ростовская область стала 13-м субъектом Российской Федерации, где появился институт уполномоченного по правам ребенка. Что удалось сделать за прошедший период, мы попросили рассказать детского омбудсмена Аллу Васильеву.

    Российская газета: Алла Михайловна, в начале года ваш аппарат инициировал создание в Ростовской области института уполномоченных по правам человека в школах. Когда эта идея будет реализована на практике и чего вы от нее ждете?

    Алла Васильева: Уполномоченные по правам ребенка существуют в нескольких субъектах РФ. Их выбирают сами учащиеся путем тайного голосования - из числа педагогов. Доверенные лица отстаивают интересы своего электората на общественных началах. Ведут прием, разбирают конфликты, консультируют по правовым коллизиям. Важно, что детям не надо искать, кому пожаловаться, - уполномоченный ведет прием прямо в школе, в отведенное время.

    Положение об уполномоченных по правам человека в образовательных учреждениях будет носить рекомендательный характер. Решение вводить такой институт защитников или нет - целиком в компетенции муниципальных властей. В любом случае выборы уполномоченных намечены на март-апрель будущего года, а летом легитимно омбудсмены пройдут курсы повышения квалификации в области права.

    РГ: На что чаще всего жалуются жители области?

    Васильева: За прошедший год к нам обратилось более 700 человек. Порядка 70 процентов обращений были связаны с низкой правовой грамотностью, слабой информированностью. В этом случае мы разъясняем законодательство, даем правовую консультацию, помогаем собрать пакет документов. Около 10 процентов обращений - это жалобы на решения и приговоры судов. Здесь мы не вправе вмешиваться. В наших полномочиях - лишь досудебная защита. Еще можем разъяснить порядок обжалования судебных решений.

    Что касается тематического разреза, то наибольшее число обращений затрагивает вопросы опеки и попечительства. На мой взгляд, это связано с остротой и актуальностью проблемы. Ростовская область занимает третье место в России по количеству усыновлений в год после Москвы и Московской области. В прошлом году в регионе было усыновлено 412 детей. Сегодня в области 114 приемных семей, в которых воспитывается более 300 детей.

    РГ: Бытует мнение, что в усыновлении отказывают даже самым благонадежным гражданам. Поступали ли к вам жалобы на неоправданные отказы кандидатам в усыновители?

    Васильева: К сожалению, да. Жительница Ростова собрала весь необходимый пакет документов, включая направление министерства образования области, и поехала в дом ребенка в Таганрог, чтобы взять на воспитание малыша. А ей отказали на том основании, что ей уже 61 год. Хотя ни в одном законе ограничений по максимальному возрасту усыновителя нет. Мало того, у ростовчанки хорошие жилищные условия, есть опыт воспитания приемных детей - мальчик вырос, теперь сам помогает маме. Да и на самочувствие она совсем не жалуется, занимается йогой, ведет здоровый образ жизни. Таким образом, были нарушены и права женщины, и права ребенка, ведь Семейный кодекс гласит, что каждый ребенок имеет право на воспитание в семье. Мы отправили свое заключение мэру города Таганрога, и ребенка ростовчанке все-таки дали.

    РГ: Статья 31 нового Жилищного кодекса дала собственникам квартир право выселять граждан в случае прекращения с ними семейных отношений. В связи с этим происходят странные, а порой страшные жизненные коллизии.

    Васильева: Если собственник - отец, то у матери есть шанс через суд добиться решения в пользу несовершеннолетнего, поскольку ребенок не может быть бывшим членом семьи по отношению к своему родителю. Отец несет такие же обязанности по его воспитанию, как и мать.

    А вот когда владелец квартиры - любой другой родственник, то даже детей они могут выставить на улицу с полным соблюдением законов. У нас за год было 13 обращений такого рода, все они прошли через суд и проиграли. Детей выселили. Сейчас в Государственной Думе уже принята в первом чтении поправка к статье 31 Жилищного кодекса, которая дополнена словами "кроме несовершеннолетних". Но когда она будет окончательно утверждена, пока неясно.

    РГ: Наша газета неоднократно писала о проблемах, связанных с предоставлением жилья сиротам. А случалось ли вам разбираться с такими ситуациями?

    Васильева: Безусловно. На Дону насчитывается 11,6 тысячи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Часто органы опеки не успевают поставить их на квартирный учет, а иногда и вовсе незаконно отказывают в постановке. Например, к нам обратилась девочка, которая фактически является оставшейся без попечения родителей, но статуса такого не имеет. Отец ее умер, мать считается безвестно отсутствующей. Оказалось, что за женщиной было закреплено жилое помещение в общежитии, в котором проживал ее бывший гражданский муж. Но Жилищный кодекс запрещает закреплять общежития за детьми-сиротами, потому что эти комнаты предназначены лишь для временного проживания. После нашего обращения органы опеки подали в суд о лишении матери девочки родительских прав, было отменено решение администрации района о закреплении общежития, после чего девушку поставили на квартирный учет. Все делалось в спешном порядке, потому что ей вот-вот должно было исполниться 18 лет, и тогда она бы уже ни на что не смогла претендовать.

    Поделиться