Администрация Перми намерена повысить стоимость проезда во всех видах общественного транспорта с февраля следующего года до 12 рублей. Одновременно с этим мэрия планирует сократить объемы работы у перевозчиков, чтобы компенсировать их расходы.
Изменение стоимости проезда в городском транспорте, согласно законодательству, должно происходить не чаще одного раза в год. Последнее повышение платы за проезд в Перми было в начале текущего года. Тогда цена на поездку в общественном транспорте увеличилась на один-два рубля: с восьми до девяти - для трамваев и троллейбусов, и до десяти рублей - для автобусов. Основанием для повышения тарифа стал рост цен на топливо.
Экономически обоснованный тариф на перевозки пассажиров в городском транспорте, по расчетам специалистов городского департамента дорог, на данный момент составляет 17 рублей. Однако чиновники решили сделать плавное повышение, не более чем на 20 процентов. Это предложение администрации гордума должна обсудить уже в декабре. Если депутаты его утвердят, то пермякам придется платить за проезд 12 рублей с 1 февраля 2009 года.
В этом году причиной повышения тарифов послужили большие расходы городского бюджета на погашение убытков перевозчиков. Как заявил начальник департамента дорог и транспорта администрации Перми Алексей Ковыев, данная отрасль всегда была нерентабельной. Если в этом году расходы городского бюджета по отрасли составили 540 миллионов рублей, то в следующем году, при сохранении действующей системы, они составили бы уже 2 миллиарда рублей. Из 78 автобусных маршрутов только 8 прибыльные. Механизм формирования убытков в отрасли простой: перевозчиков обязали придерживаться избыточного графика движения. Среди недостатков транспортной сферы Ковыев назвал и дублирование маршрутов, а как следствие этого - перегруженность центра города.
Поэтому администрация города предложила уменьшить объем работы перевозчикам примерно на 30 процентов в результате проведенной оптимизации маршрутной сети и графиков движения. Для этого ликвидируют маршруты, повторяющие на каком-то участке другие. Ожидается, что сокращению подвергнутся около 30 процентов графиков.
Распределение маршрутов со следующего года планируется организовать на конкурсной основе. На аукцион станут выставлять лоты, в которые объединят затратные и рентабельные графики. По логике городских властей, прибыль, полученная на одних маршрутах, будет направляться на покрытие убытков от перевозок на других маршрутах.
Предполагается также сохранить льготы "социальным" категориям пассажиров. Однако при этом городские чиновники планируют предложить краевым властям увеличить стоимость социальных проездных документов.
Игорь Шубин, глава Перми:
- В настоящее время городская казна компенсирует перевозчикам 80 процентов стоимости социальных проездных. Вместо того, чтобы раздавать деньги перевозчикам, лучше направить их на развитие города, на строительство новых школ, ремонт детских садов, расселение ветхого жилья. Экономика сферы общественного транспорта должна стать прозрачной и эффективной. Сейчас необходимо реализовать эти планы, чтобы жители города увидели реальные улучшения в работе городского транспорта.