Открытое акционерное общество Агентство "Роспечать" занимается распространением печатных изданий уже 90 лет. Оно и сейчас остается лидером по подписке газет и журналов, хотя читатели все больше предпочитают покупать прессу в киосках.
Тот, кто получает свои издания на дом, в основном имеет дело с почтой, которая является последним звеном в цепочке распространения. Здесь важна и роль "Роспечати". Генеральный директор компании Светлана Соколова рассказала "РГ", какая ситуация сложилась сегодня на рынке печатной продукции.
Светлана Соколова: В распространении печати в крупных городах лидирующие позиции занимает розница. А основные подписчики у нас в регионах. Розничные сети там развиты недостаточно и ассортимент там скудный. Особенно подписка важна для отдаленных районов страны, в сельской местности. Основные подписчики, как и прежде, рядовые граждане, среди которых много пенсионеров. Кстати, большой популярностью пользуется и "Российская газета". Как показывает практика, люди роднятся с изданиями и даже если подписка дорожает, а в отдаленных регионах она и так недешевая, продолжают выписывать свои газеты и журналы.
Российская газета: Какова здесь роль "Роспечати" и когда можно будет выписать газету через Интернет?
Соколова: Два раза в год мы выпускаем подписной каталог, который можно найти в любом отделении связи. В каталоге на первое полугодие следующего года порядка 6 тысяч наименований печатной продукции. Специальный каталог мы посвятили научно-техническим и учебным изданиям. В нем тысяча наименований. Есть школьные и вузовские пособия. Также в него включены научные издания, в которых публикуют свои труды кандидаты и доктора наук, академики. Кроме того, мы занимаемся таможенным оформлением и сортировкой печатной продукции, привезенной из-за границы. Развиваются существующие издатели, появляются новые. Количество продаваемых изданий в наших розничных сетях растет постоянно. Подписка развивается чуть медленнее, но и здесь мы видим определенную стабилизацию.
Что касается подписки через Интернет, то она существует давно, но количество подписчиков маленькое. Причины разные. Мы вместе с почтовиками стараемся, чтобы эта услуга стала более популярной. Пользуясь случаем, хочу сказать слова благодарности почтовикам, без них подписка была бы ограничена.
РГ: Какие существуют льготы на подписку газет и журналов?
Соколова: Известно, что согласно социальной программе льготные категории населения получают номера вашей газеты бесплатно. Третье полугодие из бюджетных средств оплачивается подписка на нее ветеранам. Для "Роспечати" социальные моменты имеют большое значение. У компании есть льготные тарифы для включения в каталог ряда изданий для инвалидов, например на языке слепых. Детские журналы также не обделены вниманием, на них мы стараемся держать минимальные тарифы на свои услуги. В последние годы появилось много новых, красочных журналов для малышей, но и традиционные "Мурзилка" и "Веселые картинки" тоже продолжают читать.
РГ: Вы работаете только с российскими подписчиками или доставляете журналы за границу?
Соколова: Мы стараемся поддерживать наших соотечественников за рубежом. И хотя это и не очень выгодно для компании, но все равно доставляем журналы и газеты жителям стран СНГ. У русскоязычного населения подписка пользуется достаточно большой популярностью.
РГ: А что нового появилось в организации подписки?
Соколова: Мы сейчас серьезно работаем над увеличением подписных тиражей. Создана широкая сеть дилеров, которые самостоятельно ведут подписную кампанию и доставляют прессу по адресам. Наши собственные предприятия в регионе развивают корпоративную подписку - распространение периодической печати для юридических лиц. Крупные компании выписывают целый спектр изданий, как аналитических, так и сугубо специальных, профессиональных, связанных с их бизнесом. А такие издания на 95 процентов распространяются исключительно по подписке.
РГ: Как обстоят дела с розничной сетью "Роспечати"?
Соколова: Мы занимаемся ее восстановлением после реорганизации 1990-х годов. И уже охватили 19 регионов. Где-то мы приобрели сеть киосков, а где-то создавали розницу с нуля. Сегодня наша сеть насчитывает около 4 тысяч торговых точек. Мы присутствуем в 178 городах. На нашем предприятии с учетом региональной сети трудятся более 11 тысяч сотрудников. И в дальнейшем мы будем расширять розницу.
За вхождение в сеть издатели не платят денег - это принципиальный момент нашей розничной политики. Мы даем им пробовать себя, три месяца они на условиях маркетинга выставляют продукцию в киосках. Мы вместе с издателями смотрим реакцию населения на новый журнал или газету, после чего издатель принимает решение о дальнейшем распространении своего издания в розницу. Конечно, всю продукцию выставить в киоске сложно. Большой киоск может вместить в себя не больше 1,5 тысячи наименований. Обычно же в рознице представлено 300-400 газет и журналов.
РГ: В чем еще ваше преимущество?
Соколова: Дело в том, что мы самая удобная для них компания - и по охвату розничных сетей, и по возможностям подписки и маркетинга, и по услугам, которые мы оказываем дополнительно. Ко всем издателям относимся внимательно и радушно, не разделяя на крупных и мелких, своих и чужих. Вместе с тем совершенно ясно, что не все издания могут быть одинаково востребованы при такой высокой насыщенности рынка. Мы разработали единую систему продвижения изданий и управления тиражами. Мы искренне рады за тех, кому удалось стать лидерами медиарынка. За время работы в рыночных условиях не было ни одного прецедента кризисных ситуаций ни с одним издателем. Мы всегда исполняли условия договоров, никогда не было задолженностей или невыполненных обязательств. Но главным свидетельством уровня нашей работы служит стабильное пополнение списка постоянных клиентов и приток новых издательских домов.
РГ: Каковы, на ваш взгляд, перспективы развития российского рынка СМИ?
Соколова: Считаю, что он один из самых быстро растущих. Но кроме экономических есть и всем известные вопросы государственного регулирования отрасли. Сейчас самой острой проблемой является недавнее принятие поправок в Налоговый кодекс. С 2009 года большинство распространителей, как и многие предприятия розничной торговли, перейдут на другую систему налогообложения. По нашим расчетам, это приведет к значительному увеличению затрат и повышению розничных цен на газеты и журналы. Все игроки рынка печати уже высказали опасение, что такая мера может привести к сокращению тиражей издаваемых газет и журналов. К сожалению, однозначной реакции законодателей на просьбу сохранить льготное налогообложение для предприятий, распространяющих периодическую печать, пока нет.