Мировой экономический кризис предоставляет российским рыбакам уникальный шанс потеснить импортную рыбу на российских прилавках, а также увеличить свою долю на рынках стран Азиатско-Тихоокеанского региона и Европы. Тем более что рыбы в наших водах становится больше. И уже в следующем году наши рыбопромышленники могут выловить примерно на полмиллиона тонн больше, чем в нынешнем.
Квоты растут
Беспрецедентные договоренности об увеличении квот на вылов трески, пикши и мойвы достигнуты на завершившейся недавно в Бергене 37-й сессии смешанной российско-норвежской комиссии по рыболовству. В прежние годы норвежская сторона противилась увеличению объемов промысла. У России и Норвегии общие рыбные ресурсы, и в соответствии с межправительственным соглашением ни одна из сторон не может без учета позиции другой определять, сколько и какой рыбы можно выловить. Некоторые эксперты полагают, что прежде наши соседи ограничивали объемы вылова не только из-за стремления не допустить уничтожения популяции, но и из желания поддержать цены на рынке. Однако теперь мировой экономический спад заставляет больше задумываться об увеличении производства. Тем более что мировой спрос на рыбу в кризисные периоды, как подтверждают исследования, увеличивается. Например, директор по рыночной информации норвежского комитета по вопросам экспорта рыбы Эгил Уве Сюндхейм утверждает, что морепродукты дают хороший доход именно в периоды кризисов. "Сейчас мы наблюдаем устойчивый спрос на морепродукты из Норвегии и на традиционных, и на новых рынках", - сообщает он.
Рыбные продукты по определению гораздо разнообразнее мясных. Поэтому при любой толщине кошелька потребитель может позволить себе сделать ту или иную покупку в рыбном отделе. К тому же рыба не самых элитных сортов, как правило, дешевле мяса, что в период финансового кризиса становится принципиальным конкурентным преимуществом.
Аналитик одного из норвежских банков Колбьерн Йискеодегор полагает, что перед норвежской рыбной промышленностью открываются отличные перспективы. Топливо дешевеет, рыбные ресурсы растут, курс норвежской кроны (как и рубля) снижается, так что для всех занятых в рыбной промышленности, по его мнению, наступили неплохие времена.
Для наших рыбаков, во всяком случае, квота на вылов трески на Севере вырастет на 42 450 тонн, пикши - на 84 050 тонн. Кроме того, на переговорах принято решение снять мораторий на вылов мойвы, который продержался пять лет. А это дает возможность выловить дополнительно 152 тысячи тонн рыбы. Таким образом, российские рыбаки в предстоящем году только в Баренцевом и Норвежском морях смогут получить дополнительно около 10 миллиардов рублей.
Минтай плывет к нам
На другом конце нашей страны, в Охотском и Беринговом морях, с каждым годом растут общедопустимые уловы (ОДУ) минтая - главного рыбного богатства России. Очевидные причины две. Во-первых, помогла мера, предложенная самими рыбаками и поддержанная Росрыболовством. Ассоциация добытчиков минтая выступила с инициативой узаконить научно обоснованный выход икры минтая на уровне 4,5 процента. В прежние годы многие рыбопромышленники "баловались" тем, что выбрасывали за борт рыбу, наполняя трюмы исключительно более дорогой и выгодной в транспортировке икрой. По документам выход икры у рыбаков достигал и 10 процентов от массы рыбы, и 12 процентов. Чего не может быть в принципе исходя из биологии этого меньшого брата трески. В результате варварского изничтожения минтай в уловах измельчал, его запасы сократились, а цена на минтаевую икру на мировом рынке резко упала. В этой ситуации наиболее крупные и организованные рыбопромышленные компании сначала договорились между собой не превышать научно обоснованный порог в 4,5 процента. А в прошлом году по их инициативе эта норма была включена в правила рыболовства. И результат налицо - ученые рекомендовали в следующем году увеличить ОДУ на охотоморского минтая на 30 процентов.
С другой стороны Камчатки, в Беринговом море, происходят вообще фантастические перемены. Глобальное потепление заставляет минтая и другую рыбу перемещаться из вод США в российскую исключительную экономическую зону. Океанограф из университета Аляски Франц Муйтер утверждает, что рыба передвигается по направлению к Северному полюсу в два-три раза быстрее, чем животные на суше.
Американские рыбаки жалуются, что с каждым годом им приходится уходить все дальше на север, подходить вплотную к границам России. "Мы полагаем, что в зависимости от года и условий на российскую территорию уходит от 10 до 20 процентов рыбы", - отмечает Джеймс Янелли, специалист Национальной службы морского рыболовства США. Американские газеты пишут, что, по данным независимых исследователей, летом из американских вод "спасается бегством" треть всего тамошнего минтаевого стада. И что в Бегинговом море, которое традиционно считается "рыбной корзиной" Америки, могут в недалекой перспективе вспыхнуть "минтаевые" войны, подобные происходившим в пятидесятых и семидесятых годах "тресковым". Тогда в европейских водах рыбаки разных стран в погоне за ускользающей рыбой таранили корабли конкурентов, перерезали тралы друг другу и вступали в перестрелки.
Дело в том, что в Беринговом море сейчас решается судьба огромной доли мирового рынка так называемой "белой" рыбы. Всего в мире ее вылавливают около 6 миллионов тонн. Доля минтая в нем - 2,5 миллиона тонн, то есть около 45 процентов. Почти всего минтая в мире добывают рыбаки США и России. По прогнозам, до конца 2008 года отечественные рыбопромышленные компании добудут полтора миллиона тонн, американские - миллион тонн. Однако на следующий год США резко снизили квоты - рыба ушла к нам. Поэтому российские добытчики минтая полагают, что они и в Беринговом море в 2009 году смогут прибавить улов примерно так же, как в Охотском.
Спрос на этого "дополнительного" минтая есть. В Европе уже ощущается дефицит морепродукции. В этом и следующем году спрос будет преобладать над предложением. Сейчас 90 процентов всего минтая в ЕС поставляют США, и лишь 10 процентов - Россия. Так что наш ресурсный потенциал может быть использован как конкурентное преимущество. Однако занять освобождаемую американцами нишу будет непросто. Европейцам не нужен "минтай б/г" - то есть без головы. А это основной вид продукции, который выпускают на рынок российские рыбопромышленные компании. В ЕС хотят покупать филе первичной заморозки (то есть произведенное непосредственно на рыболовном судне), в котором сохраняются все ценные питательные вещества. На сегодня Россия не может поставить больше 40 тысяч тонн филе - это капля в море. Чтобы воспользоваться предоставленным шансом и получить долю присутствия на европейском рынке "белой" рыбы, необходимо провести радикальную модернизацию перерабатывающих мощностей. Надо срочно создавать береговую инфраструктуру, современные холодильные мощности, организовывать переработку и осваивать современный маркетинг.
Строить новые суда с современным рыбоперерабатывающим оборудованием - дело затратное. Судно типа БАТМ (большой автономный траулер-морозильщик) стоит около 60 миллионов долларов. Поэтому расторопные промысловики возвращают минтаевое оборудование на РТМ (рыболовные траулеры морозильные), чтобы они вновь были универсальными судами. Но это редкие факты. В Ассоциации добытчиков минтая сейчас модернизируются всего четыре судна. У российских рыбопромышленных компаний нет средств на обновление флота.
Инвестиции будут
В России впервые принята целевая программа развития рыбной отрасли. Цель этой программы - привлечь в рыбную отрасль инвестиции. Оценочный объем финансирования запланированных мероприятий - порядка 62 миллиардов рублей. Почти половину из них предполагается выделить из федерального бюджета. Совсем немного дадут бюджеты приморских субъектов Федерации. Остальное - деньги частных инвесторов. Предполагается, что этих средств хватит, чтобы за пять лет катализировать процесс модернизации отрасли.
Еще летом в Росрыболовстве планировали, что за это время бизнес инвестирует в отрасль вдвое больше средств, чем предполагает ФЦП. Сами рыбаки выражали готовность вложить в модернизацию флота и в создание предприятий береговой переработки в несколько раз больше денег, чем записано в целевой программе. Однако теперь, когда кредитные ресурсы во всем мире ограничены, амбиции придется, очевидно, умерить. Тем не менее эксперты Росрыболовства утверждают, что ФЦП будет выполнена.
Впрочем, большие запасы рыбы и современные перерабатывающие предприятия еще не гарантия контроля европейского рынка. Американцы, понимая, что теряют позиции на мировом рыбном рынке, поспешили воздвигнуть новые барьеры на пути российской рыбы. Они добились обязательной экологической сертификации не только самих морепродуктов, но и рыбопромысловых судов, а также районов лова. Добытчики минтая первыми в нашей стране начали такую сертификацию. В этом им помогают не только ученые, но и специалисты Росрыболовства.
На первый взгляд кажется, что такая очевидная поддержка развития экспорта противоречит принятым правительством решениям, в соответствии с которыми вся рыба, выловленная в российской двухсотмильной исключительной экономической зоне, должна будет с 1 января 2009 года доставляться на российскую таможенную территорию. Однако это не так.
Конечно, федеральное правительство нацеливает отрасль на увеличение объемов рыбы на внутреннем рынке. Но это не означает, что следует отказываться от экспорта. Напротив, необходимо использовать шанс, который предоставляет финансовый кризис и перемены кризиса для того, чтобы увеличить присутствие на мировом рыбном рынке. По прогнозам, к 2020 году отечественные рыбаки практически вдвое увеличат ежегодные уловы. Наша страна просто не в состоянии съесть все эти морепродукты даже при самых оптимистических сценариях развития демографической ситуации. Так что экспансия на мировой рынок будет способствовать увеличению капитализации отрасли, созданию значительного количества рабочих мест и расширению налогооблагаемой базы.
Конечно, экспорт рыбы в ближайшие десятилетия не обеспечит такого притока средств в государственный бюджет, который можно было бы хотя бы сравнить с нефтяными и газовыми долларами. Однако в отличие от ископаемых углеводородов она при рачительном использовании ресурсного потенциала никогда не кончится. И еще не раз в российской истории сможет стать неплохим подспорьем для бюджета в периоды экономических спадов и неизбежного снижения цен на топливо.