Галина Карелова: Трехлетний бюджет направлен на решение социальных вопросов

Более 85 процентов расходов федерального бюджета в 2009-2011 годах так или иначе пойдет на решение социальных вопросов.

Главная ставка в законе о федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010-2011 годов сделана на улучшение качества жизни людей. Это закон социальных приоритетов прокомментировала документ "РГ" зампредседателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам, руководитель Центра социальных инноваций Галина Карелова.

Несмотря на то, что российская экономика уже ощущает на себе последствия глобального кризиса, в бюджете сохранены все планировавшиеся социальные обязательства, уточнил "РГ" председатель Комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров.

А многие расходные статьи бюджета 2008-2010 года (его принимали в прошлом году) теперь прописаны более подробно.

При этом одна из основных социальных статей бюджета - это расходы на пенсионное обеспечение. Только в 2009 году они составят более 2,5 миллиарда рублей, сообщила Карелова. В 2009 году в общей сложности почти на 40 процентов будет увеличена базовая часть трудовой пенсии, ее будут индексировать в марте и в декабре. Кстати, в проекте бюджетной трехлетки, принятой в прошлом году, базовую часть трудовой пенсии собирались проиндексировать на значительно меньшую величину. Средний размер трудовой пенсии в будущем году составит 5859 рублей.

Кроме того, будет увеличен с 4135 рублей до 4989 рублей среднегодовой прожиточный минимум. А именно этот показатель, напомним, служит ориентиром для расчета социальной помощи населению. Индексируются, уточнила Карелова, практически все виды социальных пособий. Государство по-прежнему будет поддерживать семьи - размер материнского капитала в следующем году вырастет с 276 тысяч рублей до 299,7 тысячи. "Важно, - заметила Карелова, - что пособия при рождении ребенка и его воспитании до полутора лет предусматривается выплачивать и индексировать вне зависимости от кризиса. А в сегодняшней ситуации особую важность приобретает и относительно новая норма по выплате этих пособий неработающим женщинам. Кстати, буквально на днях внесена поправка, предусматривающая увеличение пособия по безработице на 1,5 тысячи рублей - его максимум достигнет 4900 рублей".

Особого упоминания заслуживает статья расходов, направленная на решение жилищной проблемы нуждающихся граждан, акцентирует внимание Карелова. Объем Федеральной целевой программы "Жилище" на 2009 год составит 75,5 миллиарда рублей. Эти деньги пойдут на обеспечение жильем молодых семей, модернизацию коммунального хозяйства, переселение граждан из аварийного жилья.

Впрочем, рост расходов заложен практически по всем бюджетным разделам. При этом больше всего по сравнению с прошлым годом добавят на здравоохранение, финансирование которого будет увеличено на 59 процентов. Почти на 26 процентов больше будет направлено в образование. В рамках "профильного" нацпроекта по 3 миллиарда рублей ежегодно будет выделяться на развитие Южного и Сибирского федеральных университетов.

Не забыта и национальная экономика. Впервые на ее нужды выделяется 1 триллион рублей, что больше расходов 2008 года на 34,8 процента. Кстати, тоже впервые средств на экономику будет выделено больше, чем на такие традиционно затратные разделы, как национальная безопасность и правоохранительная деятельность. При этом почти 40 процентов всех денег по этой статье получит инфраструктура - транспорт и дорожное хозяйство. К 2011 году финансирование национальной экономики по сравнению с нынешним годом вырастет уже на 80 процентов. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродуктов, сырья и продовольствия в 2009 году получит 120 миллиардов рублей.

Полностью будут профинансированы олимпийские стройки. Дополнительные деньги выделяются на развитие Владивостока в рамках подготовки саммита АТЭС. 1,7 миллиарда рублей, как и планировалось раньше, направят на субсидирование воздушных перевозок для жителей Дальнего Востока и Крайнего Севера.

Всего бюджетные расходы в 2009 году должны составить по плану более 9 триллионов рублей, доходы - 10,9 триллиона рублей. Впрочем, не исключено, что из-за падения цен на нефть бюджет следующего года не только не окажется профицитным, но и получит дефицит примерно в 1 процент ВВП, признает вице-премьер, глава минфина Алексей Кудрин. Бюджет верстали из цены на нефть в 95 долларов за баррель. Но мифин не исключает, что в 2009 году баррель подешевеет до 50 долларов.

Естественно, возникает вопрос, удастся ли реализовать масштабные планы социальной поддержки, экономического развития, когда цены на нефть падают, а инфляция растет. Планы не пострадают, уверяет председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам Юрий Васильев. При разработке основных параметров бюджета были учтены возможные перепады цен на "черное золото", пояснил он "РГ". Бюджет 2009 года будет сбалансирован, если среднегодовая цена на нефть составит 70 долларов за баррель. Но даже если она упадет до 40 - 50 долларов, то конструкция бюджета не прогнется. Будет задействован Резервный фонд, который и создавался на случай падения мировых цен на нефть, говорит Васильев. К концу 2009 года объем Резервного фонда прогнозируется в размере 5,1 триллиона рублей, Фонда национального благосостояния - в 3,3 триллиона рублей. Эти деньги и обеспечат стабильную устойчивость бюджета. Понятно, что бесконечно уповать на "подушки безопасности" нельзя, надо избавляться от зависимости бюджета от сырьевых источников, искать новые источники пополнения бюджета, продолжает собеседник "РГ". Но это, признает он, задача на перспективу.

А для того чтобы проблем с бюджетом не возникало в следующем году, разработан механизм, который позволит принимать оперативные решения в зависимости от ситуации с поступлением средств в казну, рассказал Васильев. И пояснил, что сейчас процедура принятия изменений в федеральный бюджет, прописанная Бюджетным кодексом, является достаточно длительной: на рассмотрение законопроекта Госдумой в трех чтениях отведено 25 дней, в Совете Федерации - 14 дней. Но может возникнуть ситуация, когда понадобится принимать быстрые решения, и поэтому было принято постановление Госдумы о создании специальной комиссии по вопросам перераспределения бюджетных ассигнований, рассказал Васильев. Минфин же, по его словам, обязался ежеквартально предоставлять депутатам отчет о финансировании расходов федерального бюджета по поддержке финансового рынка и отраслей экономики страны.

Бюджет придется корректировать, прогнозирует и Евгений Федоров. Но речь, уверяет он, не будет идти о сокращении расходов. Наоборот, скорее всего, они будут пересматриваться в сторону увеличения. Некоторые ориентиры этих изменений уже озвучены - например, в следующем году комиссии предстоит решить вопрос об увеличении бюджетных расходов на выкуп квартир для военнослужащих. Кроме того, напоминает Федоров, в правительственном плане по поддержке экономики предусматривается усиленное внимание вопросам инфраструктуры. Строительство дорог, говорит собеседник "РГ", будет увеличено почти в два раза, и это позволит создать новые рабочие места, поддержать работающие российские компании за счет замещения внешнего спроса внутренним. Наверняка будут приниматься решения и по предоставлению дополнительных денег регионам, столкнувшимся с сокращением доходной части. Как ранее заявлял Кудрин, изменения в бюджет потребуется вносить уже в начале следующего года.

компетентно

Евсей Гурвич, руководитель Экономической экспертной группы:

- Ближайшие три года станут испытанием на прочность бюджетной системы России. И она его выдержит, несмотря на мировой финансовый кризис и замедление темпов роста экономики.

Хотя на первый взгляд может показаться, что ситуация складывается довольно тревожная. Во-первых, бюджет "выстраивали" исходя из довольно высокой цены нефти - 95 долларов за баррель. В условиях кризиса ее стоимость уже упала ниже 55 долларов. И более низкие цены на нефть могут привести к потере 90-100 миллиардов долларов. Во-вторых, из-за кризиса сократится база многих налогов. Кроме того, для стимулирования экономики принято решение о существенном снижении налогового бремени на бизнес. Например, сокращение ставки налога на прибыль может стоить федеральному бюджету более 1 процента ВВП. В законе о бюджете доход от сбора налогов заложен в диапазоне 6,7-6,6 процента ВВП. А сейчас, по последним прогнозам, поступления могут составить 3-3,5 процента. Кроме того, вполне возможно, что к уже принятым решениям по выделению дополнительных средств на поддержку экономики добавятся новые меры. Во всем мире на противодействие кризису направляется все больше денег.

Однако можно с уверенностью сказать, что бюджет справится с "пиковой" нагрузкой. Снижение налоговой базы будет частично компенсировано более высоким курсом доллара: ясно, что он существенно превысит заложенную в бюджет на 2009 год величину 24,7. Это увеличит поступления в бюджет от экспортных пошлин и НДПИ на нефть, который привязан к обменному курсу.

В случае необходимости предполагается использовать средства Резервного фонда. Для этого приняты поправки в Бюджетный кодекс, которые позволят использовать средства фонда не только на финансирование нефтегазового трансферта, но и на другие цели. Планируется использовать до 500 миллиардов рублей из накопленных на сегодня в резервном фонде 3,5 триллиона рублей. Так что наша бюджетная система выдержит кризис и период снижения цен существенно на ней не отразится.

Как ожидается, мировой кризис может продолжиться примерно год, то есть 2009-й будет самым тяжелым. Предполагается, что в 2010 году завершится рецессия в ведущих странах мира и пойдет восстановление цен на международных сырьевых рынках. Согласно Международному энергетическому агентству, средняя цена за баррель за 2008-2015 годы составит 100 долларов. После трудного 2009 года может вновь начаться приток капитала на развивающиеся рынки, в том числе и в Россию. Так что состояние бюджета в 2010-2011 годы вызывает меньше беспокойства.

Важно в борьбе с кризисом не разрушить построенные бюджетные механизмы, уже показавшие свою жизнеспособность. В частности, поддерживая экономику в трудное время, мы должны думать и о необходимости сохранить достаточно средств в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния, о том, чтобы не нагрузить бюджет чрезмерными инвестиционными рисками, скрытыми и условными обязательствами. Сохранение макроэкономической стабильности крайне важно и в период кризиса, и после его завершения.

В целом бюджет предусматривает постепенное снижение расходов в процентах ВВП. Больше всего будут сокращены расходы на государственное управление: с 2,5 процента ВВП в 2008-м до 1,8 процента ВВП в 2011 году. Перед нами стоит задача существенно повысить эффективность государственных расходов, обеспечить достижение поставленных целей при меньших затратах. Представляется необходимым разработать программу повышения эффективности государственных расходов, выявив слабые места и резервов. В частности, нужно обратить внимание на потенциал энергосбережения в государственном секторе.

Если говорить о структуре расходов, то наибольший рост ассигнований предусмотрен на национальную экономику и в особенности в части трансфертов во внебюджетные фонды (прежде всего в Пенсионный фонд). Размеры таких трансфертов увеличиваются с 3,4 процента ВВП в 2008 году до 4,1 процента в 2011 году. Это говорит о том, что приоритетами бюджетной политики на предстоящую трехлетку будут национальная экономика и социальная политика.