27.11.2008 03:00
    Поделиться

    Михаил Вышегородцев: В условиях кризиса малый бизнес не пострадает

    Работники, высвобожденные из крупных компаний, займутся собственным бизнесом

    Малому бизнесу и раньше было непросто получить кредитное финансирование, а в условиях финансового кризиса и подавно.

    Как Москва собирается поддерживать свой малый бизнес, на какую поддержку могут рассчитывать столичные предприятия, какие деньги будут выделены и каким образом пойдет эта помощь, корреспонденту "РГ" рассказал министр правительства Москвы, руководитель Департамента поддержки и развития малого предпринимательства г. Москвы Михаил Вышегородцев.

    Российская газета: Михаил Михайлович, Москва много делает для малого бизнеса: дает субсидии на развитие, компенсирует ставки банковских кредитов, предоставляет гарантии, поддерживает инновационный бизнес, строит специальные технопарки, обучает и консультирует. Что пришлось скорректировать в этих программах из-за финансового кризиса?

    Михаил Вышегородцев:  Финансовую поддержку пришлось скорректировать. Банки, опасаясь невозврата кредитов, стали требовать большего залогового обеспечения. Поэтому мы приняли решение увеличить с 50 до 70 процентов размер поручительства за малое предприятие перед банками, которые выдают кредиты под гарантии Фонда содействия кредитованию малого бизнеса Москвы. Мы также заметили, что ставки банковских кредитов малому бизнесу выросли с 13-15 до 20-22 процентов. Когда предприятия просчитывают возможность развиваться на такие кредитные средства, они просто отказываются от кредитования, соответственно бизнес свой либо замораживают, либо не развивают его. Поэтому мы приняли решение компенсировать приоритетным видам бизнеса ставки до прежнего, докризисного уровня либо еще больше - 2/3 ставки банковского кредита. То есть до 7-8 процентов годовых. Это вполне реальная ставка, которую предприниматель может сегодня получить.

    РГ: А какой бизнес для Москвы приоритетный?

    Вышегородцев: Производственный малый бизнес, малый бизнес системы ЖКХ, инновационный малый бизнес, бытовое обслуживание населения, молодежное предпринимательство, социальный малый бизнес и ремесленничество. Вот семь приоритетов.

    РГ: Получается, что без поддержки городских властей столичный малый бизнес остался бы без кредитов?

    Вышегородцев: Нет, кредиты выдаются, но то, что сейчас кредит получить сложнее, - это факт. То, что требуют залога больше, - это факт. То, что ставка увеличена, - это факт. И то, что сегодня потребительских кредитов стало меньше, - тоже факт. Последнее для нас хорошо, потому что люди обратили внимание на микрофинансовое агентство. Если раньше бизнес получал деньги через потребительский кредит как частное лицо, то сейчас он приходит в агентство. Получается, мы очень вовремя приняли решение о создании микрофинансовой сети в городе Москве. Сегодня это уже пять офисов, а всего будет десять.

    РГ: Вы строите московскую сеть микрофинансирования совместно с Внешторгбанком, ВТБ не отказывается от участия в этой программе, ссылаясь на кризис?

    Вышегородцев: Наоборот, в ближайшее время может быть рассмотрено увеличение микро кредита до полумиллиона рублей.

    РГ: А субсидии малому бизнесу останутся?

    Вышегородцев: Останутся. Более того, мы увеличили размер субсидий и количество субсидий, выдаваемых начинающим предпринимателям. Сегодня размер субсидий для начинающих предпринимателей - 200 тыс. рублей. Инновационным и молодежным предпринимателям - до миллиона рублей. В приоритетных видах бизнеса - до 2,5 млн рублей. И даже есть субсидии 5, 20 и 50 млн рублей.

    РГ: Какие средства город выделяет на финансовую поддержку малого бизнеса?

    Вышегородцев: 2,3 миллиарда рублей. Это план бюджета следующего года. Плюс около 1,5 млрд мы надеемся получить от федерального бюджета. В сумме 3,5-3,8 миллиарда. На год это серьезные деньги.

    РГ: Помимо финансовой поддержки какие меры еще обсуждаются?

    Вышегородцев: Руководитель департамента имущества предложил заморозить арендные ставки для малого бизнеса. Кроме того, город сейчас очень лояльно относится к недобросовестным плательщикам. Если раньше сплошь и рядом департамент имущества инициировал расторжения договоров аренды городского имущества при задержке арендных платежей, то сейчас комиссия по рассмотрению таких вопросов взвешивает все "за" и "против" и, как правило, принимает решение в пользу арендатора и не расторгает договор аренды.

    РГ: Пару лет назад Москва презентовала программу масштабного строительства площадей для малого бизнеса, не будет ли она свернута из-за кризиса?

    Вышегородцев: Нет, не будет. Но определенные опасения есть. Они связаны не с реализацией программы, а возможностью самого бизнеса проинвестировать строительство. Денег может не оказаться у достаточно большого числа людей, а деньги нужны большие. Поэтому мы приняли решение: если цены на недвижимость пойдут вниз, город за бюджетные деньги будет приобретать площади в строящихся технопарках для того, чтобы передать их в аренду под создание бизнес-инкубаторов.

    РГ: Из-за кризиса частные венчурные фонды снижают свою деловую активность в России, а как поведет себя московский венчурный фонд.

    Вышегородцев: Мы не собираемся свертывать финансирование инновационных предприятий. Мало того, мы завершаем формирование второго паевого венчурного фонда. Мы его сформируем и запустим его работу.

    РГ: Ресурсы уже выделены?

    Вышегородцев: Да, 200 миллионов федеральных денег, 200 миллионов рублей из городского бюджета и 400 миллионов выделяет банк ВТБ. Так что второй венчурный московский паевой фонд будет полностью сформирован и начнет инвестировать средства в инновационные проекты.

    РГ: А нет идеи, как у Российской венчурной компании (РВК) создать "посевной фонд", который будет финансировать предприятия на начальной стадии, то есть помогать инноваторам проходить путь от идеи к готовому бизнес-проекту?

    Вышегородцев: Все как-то забыли, что ровно полгода назад именно я подписал письмо в адрес Анны Вячеславовны Поповой, где рассказал о том, что существует наша программа выдачи субсидий предпринимателям на развитие своего инновационного бизнеса и есть программа венчурных фондов. Между ними огромная пропасть. И если мы вместе не закроем эту брешь, то начинающие предприниматели не дойдут до венчурных фондов. И именно благодаря нашему письму МЭРТ совместно с РВК разработал программу создания специальных фондов посевного финансирования. Мало того, там предусмотрено, что каждый регион будет формировать свои экспертные комиссии, которые будут отбирать проекты для посевного финансирования. А в Москве такая комиссия уже создана и проекты отобраны. И как только посевной фонд РВК будет сформирован, мы их тут же предложим для финансирования.

    РГ: Ваш прогноз: что будет с малым бизнесом, выживет ли он в условиях такого масштабного кризиса?

    Вышегородцев: Пока мы не видим сокращения малых предприятий в городе. Но, наверно, статистика немного запаздывает и в следующем году мы увидим, какова реальная ситуация. Прогноз мой такой. В условиях кризиса, когда люди теряют работу (а им нужно на что-то жить, кормить семьи), они обращаются к самостоятельному бизнесу. Поэтому будет больше желающих не устроиться куда-то в крупную компанию, потому что таких возможностей может и не быть, а заняться собственным бизнесом. Я все-таки предполагаю, что количество реального бизнеса будет увеличиваться.

    Поделиться