Новости

27.11.2008 00:00
Рубрика: Экономика

Мебель с доставкой

Если договор противоречит закону, он считается недействительным

Как показывает наша читательская почта, больше всего проблем у потребителей вызывает покупка мебели.

На каждом этапе этого увлекательного, но хлопотного процесса приходится сталкиваться с многочисленными подводными камнями. А начинается все с заключения договора купли-продажи.

Гражданским кодексом РФ установлено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Почему так важно внимательно изучить договор, причем еще до подписания и передачи денег продавцу? Помните: все устные обещания, которые вам дают при заключении договора, не имеют юридической силы, поэтому чем больше подробностей зафиксировано на бумаге, тем больше шансов, что вы получите именно то, о чем мечтаете.

На практике описание мебели дается в спецификации, которая считается приложением к договору. Спецификация должна быть подписана обеими сторонами и передана вам вместе с текстом договора. Для вас важно наличие еще одного документа - дизайн-проекта (эскиза).

Дизайн-проект определяет общие габаритные размеры мебели и возможность расстановки отдельных предметов мебели в определенном порядке и в конкретном помещении. Однако не следует слепо доверять дизайнерам, которые составляют проект, поэтому все, что можно, проверьте самостоятельно.

Ошибки именно этих людей часто приводят к проблемам, разрешать которые приходится долго и мучительно, причем не всегда за счет продавца - его вина не всегда очевидна. Тем не менее наличие дизайн-проекта даст вам шанс требовать устранения возникших проблем за счет фирмы, а не за ваш.

К сожалению, законодатель не установил какой-то особой формы договора купли-продажи, поэтому каждый продавец вправе предлагать для подписания его собственную редакцию. Часто в договора включаются условия, которые могут быть невыгодны или неудобны покупателю. Но потребитель в этом случае все же может считать себя защищенным.

Если договор будет содержать условия, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами РФ в области защиты прав потребителей, то Закон "О защите прав потребителей" позволяет считать такие положения недействительными. К примеру, продавец установил в договоре, что размер неустойки за нарушение срока доставки мебели составляет 0,01 процента от стоимости товара за каждый день просрочки и не может превышать 5 процентов. Но в Законе "О защите прав потребителей" установлена иная неустойка - 0,5 процента от суммы предоплаты за каждый день просрочки. Какую неустойку покупатель вправе требовать? Ответ очевиден - неустойку, установленную законом!

Что должно быть в договоре

Желательно, чтобы договор был заключен в письменном виде. В нем должны быть отражены все существенные для вас условия:

- сроки, в которые мебель окажется у вас дома;

- порядок оплаты (100 процентов или предоплата), сроки внесения денежных средств;

- сведения о том, кто производил замеры помещения (замерщик или вы);

- место передачи (ваш дом или склад фирмы);

- условия о доставке (до подъезда или до квартиры);

- условия о монтаже и сборке;

- ответственность фирмы за нарушение условий договора;

- подробное описание мебели;

- гарантийные обязательства;

- другие условия, особо важные для вас.

Описание мебели должно включать в себя:

- точное количество и обозначение (артикулы) всех составных частей приобретаемой мебели;

- размеры всех составных частей (желательно);

- материал, из которого будут изготовлены различные части мебели, цвет, иные отличительные признаки;

- перечень бытовой техники: наименование, производитель, марка, модель и т.п., информация о том, кто ее подключает (особо важно для сложной бытовой техники, используемой на кухне).

Обратная связь

Потребительский ликбез ведет начальник юридического управления Московского филиала Союза потребителей России Ирина Соколова.

Свои вопросы вы можете задавать

каждую пятницу с 12.00 до 14.00 по телефону: (499) 257-53-80, присылать по почте

на адрес редакции или по электронной почте: smola@rg.ru

Если шкаф не входит в дверь

Обычно при покупке мебели и других крупногабаритных предметов продавец требует внести предоплату до того, как товар вам доставят на дом.

Правомерно ли это, спрашивают читатели. И что делать, если деньги уплачены, а шкаф, например, не входит в квартиру?

Мы уже говорили, что Гражданский кодекс установил "свободу договора", поэтому продавец вправе предлагать вам любые условия. Возможность получать предоплату за товар установлена законодательно. Размер предоплаты продавец определяет сам.

Но законодательно возлагаются определенные обязанности не только на продавца, но и на потребителя. Допустим, вам привезли товар (пусть это будет холодильник), а в дверь он не проходит. Кто в этом виноват? А виноват будет потребитель! Именно он обязан взвесить все возможные риски покупки: холодильник невозможно внести в квартиру, так как он по размеру больше, чем дверной проем; стиральная машина по габаритам не входит в ванную; жене не понравился цвет или дизайн СВЧ-печи; мебельный гарнитур невозможно разместить в квартире, так как это не позволяют его габариты, например из-за высоты потолков. Продолжать можно и дальше.

Если товар не подходит вам по габаритам, расцветке и т.п., то считать его некачественным нельзя. Подобный товар невозможно вернуть в магазин - закон не дает вам такого права. В этом случае остается надеяться на добрую волю продавца, который может пойти вам навстречу, вернув деньги или предложив замену.

Экономика Товары и цены