Корреспондент «РГ» отыскала сирот, которых чиновники считали пропавшими

Судьба раскидала братьев Девяшиных по всему Забайкалью.

Кто знает, если бы чиновники восемь лет назад не продали принадлежавшее им жилье, возможно, и жизнь у сирот сложилась более благополучно.

Напомним, в номере от 27 октября "РГ-Неделя" рассказала историю братьев Девяшиных. После того, как их мать в 1993 лишили родительских прав, четверо мальчишек попали в сиротские учреждения. Согласно закону, за ними закрепили принадлежавший родительнице небольшой домик в селе Сивачи Шелопугинского района Забайкальского края. Однако когда старшие братья после детдома приехали в родное село, выяснилось, что их жилье, с разрешения администрации района, приватизировано посторонними людьми.

Восемь лет парни обивали пороги чиновничьих кабинетов. Дело сдвинулось с мертвой точки лишь после того, как в него вмешалась прокуратура. В ответ на иск надзорного ведомства суд еще в июле этого года обязал администрацию Шелопугинского района предоставить сиротам другое жилье.

Однако чиновники не спешат исполнять судебный вердикт и по сей день. Не собираются они и выяснять судьбы самих сирот, лишенных по их милости крыши над головой - нет, мол, их в поле зрения, значит и крыша им не нужна.

"Российская газета" взялась отыскать братьев. Мы обратились за помощью к читателям. И не напрасно - братья Девяшины нашлись.

На публикацию в "РГ" откликнулся старший -- 25-летний Сергей. Как оказалось, он теперь живет в Оловяннинском районе. Работает сварщиком. Женат. В семье растет трехлетняя дочурка. А еще он недавно забрал к себе самого младшего братишку.

- Нас ведь не четверо, я пятеро, - объяснил Девяшин. - Костя у мамы родился от последнего брака. А когда она умерла, он остался жить со своим отцом. Тот постоянно пил, бил его сильно. Вот поэтому я и добился, чтобы его лишили родительских прав. Забрал пацана к себе, оформил опекунство. И ему так лучше, и мне спокойнее.

Как рассказал Сергей, его 16-летний брат Саша сейчас тоже учится на сварщика.

- Как закончит училище, и его к себе заберу, - мечтает Девяшин-старший. - На работу помогу устроиться. Даст бог, и у него все образуется.

Но при разговоре о двух других братьях Сергей мрачнеет.

- Андрею 18 лет. Он сейчас в Малышево живет с отчимом, - рассказал он. - Нигде не работает, выпивает. А что еще делать в этой дыре? Сколько раз его к себе звал, и с работой бы помог, и с жильем. А он…

От 21-летнего Евгения с весны не было ни одной весточки.

- Последний раз мне Женька звонил еще в мае, - вспоминает Сергей. - Сообщил, что он в Нерчинске. И больше от него ни слуху, ни духу.

В перспективы вернуть отобранное когда-то жилье, Девяшин верит с трудом.

- Сколько мы с Женькой ходили, все без толку, - обреченно заключает он. - К тому же, сам я туда теперь ни за что не вернусь. Да и младший, Сашка тоже там жить не хочет. Работы нет никакой. Надеяться на чью-то помощь нам тоже не стоит. Зачем ехать? Спиваться?

Впрочем, до Девяшиных дошли слухи, что в Вершино-Шахтоме, где им вроде как могут выделить жилье, собираются восстанавливать завод. И что туда уже потянулись желающие найти стабильную работу. При этом условии, пожалуй, можно было бы и вернуться.

Можно было бы, но…  Как сообщили редакции "РГ" в прокуратуре Шелопугинского района, судебное решение в отношении Девяшиных не исполнено до сих пор.

Компетентно:

Бато Батомункуев, заместитель прокурора Шелопугинского района:

- Мы договорились со службой судебных приставов, что они обратят особое внимание на своевременное исполнение судебного решения по этому делу. Жилье Девяшиным должна предоставить не сельская, а именно районная администрация, бывший глава которой и лишил их когда-то квартиры. Андрей Девяшин сообщил, что хотел бы поселиться в райцентре. Что ж, постараемся решить это через нынешнего главу района. Думаю, в конечном итоге вопрос решится положительно.