27.11.2008 01:40
    Поделиться

    Сергей Черкасов: Знание - не главное для того, чтобы любить живопись

    Каждая персональная выставка заслуженного художника России Сергея Черкасова - подарок для поклонников творчества мастера.

    А то, что жители города любят акварельный Владивосток в исполнении художника, давно уже не вызывает сомнения. На этот раз выставка в галерее "Арка" - юбилейная: мастеру исполнилось 60. Следующая, по словам Сергея Черкасова, будет не раньше чем через год-два. Выпустив очередной календарь с репродукциями своих картин, мастер решил взять тайм-аут.

    Любимые воспоминания

    Российская газета: Сергей Михайлович, вопрос не совсем праздничный: в предверии экономического кризиса люди тревожатся, боятся потерять все: остаться без работы и денег. Как художник, вы, наверное, можете их утешить словами: "Богатство - тлен, а главное - это духовные ценности, искусство"?

    Сергей Черкасов: А что значит потерять все? Можно потерять деньги, пусть даже немалые, но наши ум, способности, трудолюбие, друзья, наконец, останутся с нами. В конце концов, в нашей жизни это не первый кризис. Справились тогда, справимся и сейчас…

    РГ: Отмечая юбилей, каждый оглядывается на пройденный путь. Какое ваше самое любимое воспоминание?

    Черкасов: Как у всех: любовь, свадьба, рождение детей. Событие самое свежее: наш приемный сын Паша в этом году окончил школу, поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета внутренних войск.

    И еще вспоминаются неожиданные встречи, среди которых, например, такая: в Венеции в Галерее академии я увидел картину, которая меня потрясла. Какой тонкий колорист! Какой лирик! Кто такой? Почему я его не знаю? Оказалось, что это Джорджоне, живописец Высокого Возрождения, но репродукций его работ очень мало, и потому они почти неизвестны.

    Для меня большая радость - знакомство с жемчужинами мирового искусства. Оно никогда не разочаровывает. Люди веками любовались этими картинами, соборами, слушали музыку…

    Родом из книги

    РГ: Все художники летом уезжают на пленэр. Где вы в этот раз побывали?

    Черкасов: Впервые за долгие годы я никуда не ездил, провел лето в Садгороде, в своей мастерской, и открыл для себя, казалось бы, очевидное: в путешествии сбиваешься на путевые впечатления и забываешь о своей внутренней сути. Так можно потерять то главное, что есть в твоей душе. Есть своя прелесть в том, чтобы лето провести дома, наблюдать родную природу, видеть одни и те же лица.

    РГ: В вашей мастерской много книг, в том числе детских. Это потому, что вы 20 лет были "книжным художником" и за это время проиллюстрировали сотни книг?

    Черкасов: Я и по сей день на книжных прилавках рассматриваю иллюстрации к новым изданиям и с грустью отмечаю, что уровень оформления книг заметно упал. А ведь многие современные художники, прославившиеся на всю Европу, "родом из книги". Они были прекрасными иллюстраторами. К сожалению, ныне у молодых художников нет ни стимула к творческому росту, ни поддержки со стороны государства.

    РГ: Жители Владивостока любят ваши картины за изображенные на них море, берег, маяки, свежий ветер, чаек. Вы вдохнули в них душу…

    Черкасов: 15 лет назад я понемногу пожил на всех маяках залива Петра Великого. И один морской волк, капитан дальнего плавания, ныне начальник маяка "Поворотный", говорил так: "Маяк - это не архитектурное сооружение. Это нечто совершенно другое. Когда после долгого плаванья, после штормов и разлуки с близкими, подходишь к берегу, и вдруг мелькнул проблеск маяка - это такая радость! Наконец-то ты дома!"

    Пейзажи настроения

    РГ: Ваши картины есть в коллекциях музеев, известных людей, крупных фирм. Но всегда ли покупатели ваших картин действительно разбираются в живописи?

    Черкасов: Не раз ко мне в мастерскую приходили разные люди, но говорили примерно одинаково: "Я так люблю посидеть среди твоих картин! Я от них успокаиваюсь!" Ведь я никогда не пишу в раздраженном состоянии - только в настроении радости и покоя. И не раз случалось, что человек, уверявший меня, что в живописи не разбирается, покупал лучшее полотно из тех, что были на тот день в мастерской. Видимо, знание - не главное для того, чтобы любить живопись.

    РГ: Известный приморский поэт и бард Сергей Булгаков сказал: "Мы переживаем времена полного разрушения человеческих ценностей, и неизвестно, что на этой пустынной почве вырастет". А как вы оцениваете нынешние времена?

    Черкасов: У меня никогда не было такого трагического чувства. Это мой век, и он мне нравится. Я ни у кого ничего не прошу. Меня окружают умные и талантливые люди. Стараюсь все время учиться чему-то новому. А пока ты учишься - ты живешь.

    Поделиться