27.11.2008 02:00
    Поделиться

    Что надо знать при регистрации прав собственности

    В Москве - пик обращений граждан в пункты регистрации прав на недвижимость. О том, как сберечь время и нервы - советы из первых рук: от начальника отдела регистрации прав на недвижимость по ЮАО г. Москвы Максима Приходько.

    Российская газета: Эксперты по недвижимости уверяли народ в том, что из-за угрозы кризиса рынок жилья стоит. Максим Сергеевич, откуда ажиотаж?

    Максим Приходько: Работа отдела включает в себя исполнение двух основных функций в рамках закрепленных полномочий: регистрация прав и сделок с объектами жилого и нежилого фонда, земельными участками и выдача информации из Единого государственного реестра прав. Таким образом, интересующий вас вопрос скорее всего затрагивает только часть всего объема выполняемой сотрудниками работы - регистрацию прав с жилыми помещениями.

    На примере нашего отдела можно говорить лишь о частичном уменьшении процента вторичных сделок (купли-продажи, мены) в общей массе. Возможно, это и связано с отсутствием уверенности у потенциальных покупателей в стабильности цен в долгосрочной перспективе. Однозначно этого утверждать не могу. В то же время с начала ноября и, вероятно, до конца года будут оставаться востребованными функции по выдаче информации из ЕГРП.

    Многие, наверное, слышали о таком документе, как "Справка о едином жилье" (официальное название "Выписка о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества"). Это обусловлено сезонным фактором. В подавляющем большинстве случаев такие документы требуются при обращении в государственные органы Москвы (жилье для очередников, молодая семья и т.п.). Вот по данному направлению у нас сейчас рост обращений: если в октябре в отдел поступало 400-450 заявлений в неделю на получение выписок, то в ноябре - 800-900.

    Кроме того, на примере обращений в наш отдел мы не можем сказать о влиянии экономической ситуации на уменьшение обращений заявителей по объектам нежилого фонда. Каждый год в декабре объем регистрационных действий увеличивается. Не думаю, что текущий станет исключением. При этом есть объективные причины увеличения нагрузки, например: продолжается приватизация жилищного фонда в Москве (регистрация осуществляется в сокращенные сроки - 15 дней), колоссальный рост построенной недвижимости. Все это влияет на рост объектов недвижимого имущества, вовлеченного в имущественный оборот, на которое необходимо регистрировать права. В связи с этим увеличивается объем регистрационных действий. Мы планируем, что по итогам работы отдела за 2008 год его рост составит 15 процентов, а по выдаче информации - и вовсе 30 процентов.

    РГ: Может ли обычный человек получить без посредников консультацию о порядке и условиях регистрации?

    Приходько: Сегодня в приемных Управления Росрегистрации по Москве осуществляется консультирование заявителей по вопросам, определенным п. 19 Административного регламента, а именно: по перечню документов, размеру госпошлины, источнику получения документов, времени их приема и выдачи, срокам регистрации, порядку обжалования действий и решений, осуществляемых в ходе исполнения государственной функции.

    При этом просим с пониманием отнестись к возможным ситуациям, когда гражданин не получает ответы на все интересующие его вопросы по той причине, что они выходят за рамки, предусмотренные законом. Например, человек требует на стадии консультирования получить ответ на вопрос: существует ли стопроцентная гарантия принятия положительного решения по его делу? Для этого необходимо проведение правовой экспертизы документов, которая осуществляется государственными регистраторами после поступления документов на регистрацию.

    Особое внимание хотелось бы уделить проблеме недостоверной информации о работе управления, содержащейся в Интернете или исходящей от недобросовестных фирм, оказывающих услуги юридического характера. Обращаем внимание на то, что порядок и сроки госрегистрации прав определены Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", Административным регламентом исполнения государственной функции по госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденным приказом минюста от 14.09.2006 N 293.

    Достоверную информацию о сроках, порядке исполнения государственной функции по госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о графике работы и адресах приемных управления Федеральной регистрационной службы по Москве можно получить на стендах в приемных управления, по справочным телефонам управления и на его сайте. За достоверность информации, размещенной юридическими и физическими лицами в иных источниках, управление ответственности не несет.

    РГ: Дайте пару полезных советов - как сберечь время и нервы?

    Приходько: Прежде всего не надо думать, что чиновник - это непременно коррупция и пренебрежительное отношение к людям. Не надо заранее настраивать себя на встречу с бездушным столоначальником, не стоит кричать, грубить. Максимально четко сформулируйте для себя цель визита. Это не так сложно, как может на первый взгляд показаться.

    РГ: А за очереди начальство вас ругает?

    Приходько : Иногда со стороны руководства получаем весьма жесткую оценку своей работы, но мы это воспринимаем в качестве руководства к действию. Да, стандарты жесткие, но им будем соответствовать. Решению проблемы уделяется пристальное внимание всеми сотрудниками и лично руководителем управления Иваном Николаевичем Кондратом.

    За последний месяц введены в эксплуатацию 5 новых приемных для работы с населением, руководство Федеральной регистрационной службы увеличило управлению количество штатных единиц, что также в ближайшее время позволит повысить объемы и качество оказываемых услуг.

    Проводится регулярное обучение, работают курсы повышения квалификации гражданских служащих. Большую помощь оказывают методические рекомендации, а также рекомендации по результатам проведения проверок работы отдела, исходящие из Федеральной регистрационной службы.

    Вся деятельность структуры регистрирующих органов направлена на реализацию одного из основных принципов государственной гражданской службы: создание комфортных условий для участников отношений, возникающих при регистрации прав. Кроме того, есть возможность предварительной записи заявителей на подачу документов, что позволяет сэкономить время и нам, и гражданам. Найти необходимый номер можно без труда на сайте управления в разделе "Приемные", где выделен подраздел "Номера телефонов для предварительной записи".

    РГ: Сделки с недвижимостью окутаны слухами и мифами, порой зловещими. Честно: на ваш взгляд, человек в состоянии самостоятельно, без посредников, зарегистрировать квартиру, гараж, землю?

    Приходько: Ничего сложного. Прямо призываю: зайдите на наш сайт, определитесь с перечнем документов, установите компетентный по данному направлению отдел, уточните время приема документов, и задача будет решена.

    А насчет посредников, особенно тех, которые обещают регистрацию за три дня... Знаете, только в нашем отделе за год выявлено шесть попыток рейдерского захвата чужого имущества. Пытались продать квартиру по чужому паспорту, по поддельной доверенности. Недавно обнаружили поддельные документы БТИ - их-то как раз и делали через фирму-посредника. Ну неужели такая большая проблема получить самостоятельно документы БТИ, или, скажем, выписку из налоговой? Потом ведь будете доказывать правоохранительным органам, что не у вас был преступный умысел. И вообще, слишком много мифов о порочном круге чиновников, который самостоятельно не преодолеть. Не верьте мифам!

    Поделиться