28.11.2008 03:00
    Поделиться

    В Москве открылась уникальная экспозиция балетных фотографий

    В музее Пушкина на Арбате открылась выставка фотографий из уникального архива Леонида Жданова, в течение полувека снимавшего хронику балета Большого театра. Организаторы назвали экспозицию "Ассоциации. Хореограф. Фотограф. Танцовщик. Голейзовский-Жданов-Цискаридзе".

    Полный архив балетной съемки Леонида Жданова, друга и единомышленника выдающегося хореографа Касьяна Голейзовского, включает в себя 400 000 негативов. Аналогов этому собранию в мире нет. На базе архива Жданова было уже издано 18 персональных альбомов, подготовлены десятки экспозиций. Арбатская выставка представляет часть архива, посвященную Касьяну Голейзовскому и Николаю Цискаридзе - ученику Жданова и артисту, которому удалось наиболее тонко в своем творчестве передать хореографию Голейзовского.

    Началась же фотоистория Жданова почти полвека назад. В начале 60-х годов в Москве в Манеже открылась выставка советской фотографии. Никита Хрущев с одобрением кивал, разглядывая мощные силуэты комбайнов на бескрайних хлебных нивах и счастливые лица доярок на фоне коров-рекордисток. Вдруг его лицо исказилось от гнева: "Это что за безобразие! Что за голые ноги, товарищи!" Окружение генсека пришло в волнение. Виновником надвигающегося скандала оказался Леонид Жданов - тогда солист балета Большого театра, увлекавшийся фотографией. На следующий день его вызвали в самые высокие инстанции. Единственным и решающим аргументом в защиту прозвучала фраза: "На деньги, заработанные этими ногами во время недавних гастролей в Америке, наше государство купило оборудование целого нефтеперерабатывающего завода..."

    С тех пор прошло почти пятьдесят лет, и все эти годы Жданов снимал, создав уникальный архив истории советского балета. Но его "карточки" - как, лукавя, называет фотограф свои работы - представляют интерес не только как уникальный исторический материал. Это истинные произведения искусства, которым свойственны изысканность, отточенность формы, эмоциональность и тонкое ощущение стиля. В их черно-белой гамме бесчисленное множество полутонов и оттенков, знаменитых лиц, силуэтов, человеческих судеб. Правда, сегодня судьба ждановской коллекции оказалась под угрозой: перевести в цифру, то есть на электронный носитель, все 400 000 негативов очень сложно. А жизнь негатива - около 50 лет. В настоящее время начальная часть архива, относящаяся к 1958 году, подошла к своему "критическому возрасту". Выставка должна привлечь внимание и к этой проблеме.

    Поделиться