Правительственная комиссия по вопросам АПК под председательством первого вице-премьера Виктора Зубкова в целом одобрила проект Доктрины продовольственной безопасности.
Таким образом, государство сделало еще один шаг к тому, чтобы дать гражданам гарантии "физической и экономической" доступности продуктов питания в соответствии с "рациональными нормами потребления".
Виктор Зубков подчеркнул, что такой документ "важно иметь в условиях обострения финансового кризиса". А заместитель министра сельского хозяйства Николай Архипов прямо заявил, что продовольствие становится "инструментом давления" в международных отношениях. Возможно, поэтому в проекте доктрины главный упор сделан на развитие собственного производства сельскохозяйственного сырья и пищевых продуктов. Впрочем, сейчас с физической доступностью продовольствия дела обстоят хоть и не хорошо, но и не критически плохо. Еда в стране есть.
Другое дело - экономическая доступность пищи. На заседании говорили о том, что разница в объемах потребления между наиболее обеспеченными слоями населения и бедняками огромная. Первые едят вдвое больше мяса, молока и рыбы и втрое больше фруктов и ягод. Однако этому аспекту в доктрине продовольственной безопасности уделено не так уж много внимания.
В ответ на вопрос "Почему?" один из экспертов в области продовольствия шепнул корреспонденту "РГ", что серьезные резервы снижения цен есть в торговле, однако, если бы и этот момент был описан в доктрине, ее не удалось бы утвердить еще лет пять. Пример - мучительное продвижение законопроекта об основах государственного регулирования торговой деятельности. По идее, он частично должен решать проблему экономической доступности продовольствия. Однако в пятницу Общественный совет при министерстве промышленности и торговли в пух и прах разнес подготовленный этим ведомством проект закона об основах государственного регулирования торговой деятельности. Против этого документа высказались представители и потребителей, и поставщиков, крупных и мелких торговцев. Министр промышленности и торговли Виктор Христенко, кажется, был разочарован единодушием членов совета. Он попросил их не противопоставлять интересы поставщиков продовольствия, торговцев и потребителей. Однако согласился с тем, что законопроект требует дальнейшего обсуждения.
Представляя документ, директор департамента государственного регулирования внутренней торговли минпромторга Олег Сазанов признал, что остаются достаточно серьезные концептуальные разногласия с минсельхозом и Федеральной антимонопольной службой. Аграрное ведомство требует оставить за государством возможность регулировать торговые наценки, ФАС настаивает резко снизить пороги доминирования торговых сетей и оставить за правительством возможность определять, монопольное ли положение занимает торговая сеть в определенном регионе. Минпром торг на эти поправки пока не соглашается.
Впрочем, теперь ведомству придется проанализировать и целый букет новых замечаний. Председатель Союза потребителей России Петр Шелищ обратил внимание на то, что в законопроекте нет норм, регулирующих оптовую торговлю. И предложил обширный список других замечаний, которые серьезно меняют дух этого законопректа. Приглашенный на заседание сенатор Сергей Лисовский назвал документ законом о поддержке торговых сетей и подчеркнул, что в нем нет даже понятия "поставщик". Президент организации малого и среднего бизнеса "ОПОРА России" Сергей Борисов заявил, что документ носит декларативный характер и "ОПОРА" его не поддерживает. Председатель правления Института современного развития и, пожалуй, один из самых влиятельных экспертов в стране Игорь Юргенс, имея в виду качество законопроекта, заявил, что "на шведской почве это бы работало". Но, учитывая, что почва у нас иная, предложил отложить документ. Однако времени на улучшение закона осталось мало. Напомним, что президент Дмитрий Медведев поручил минпромторгу закончить работу до 12 декабря.